Ноосферная мировоззренческая революция как основа новой парадигмы образования в XXI веке

Тезисы выступления 20 марта 2024 года на «Круглом Столе» «Мировоззренческие основы ноосферного образования как

образования будущего», состоявшегося на Конференции Русского Космического ОБщества «Ноосферное образование для будущего России и мира (природоподобные/природосообразные педагогические технологи нового времени)», Москва, 18 – 23 марта 2024 года)

- 1 -

В настоящее время в России действует несколько ноосферных научных школ, так или иначе ставящих проблему научных, педагогических основ ноосферного образования: школа ноосферного образования Н.В.Масловой в Российской академии естественных наук (РАЕН), школа ноосферной философии в г. Иваново, школа ноосферного образования на базе университета в Симферополе (Крым), школа ноосферного образования на базе Ноосферной академии наук, лидером которой я, Субетто Александр Иванович, являюсь. Наша петербургская ноосферно-образовательная школа является частью научной школы Ноосферизма, и уже представлена 13-ю томами серии научных коллективных монографий по итогам Международных научных конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (20-ть книг), с таким же названием. Назову только некоторые темы, названия которых позволяют осознать смысловое поле теоретической коллективной рефлексии:

«От ноосферного образования – к ноосферной России» (2010г., 748с.);

«Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования» (2015г., 466с.);

«Столетняя годовщина Великой Октябрьской социалистической революции и Год Экологии в 2017 году как стимулы развития ноосферной парадигмы развития образования, науки и экономики как базового условия стратегии России в XXI веке» (2017г., 736с.);

«Ноосферное человековедение как основа ноосферной парадигмы образования, воспитания и просвещения» (2019г., 674с.);

«Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования и воспитания в России XXI века» (2020г., 702);

«Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии инновационного прорыва России» (2021г., 708с.);

«Миссия ноосферного образования в евразийском прорыве России к новому качеству бытия человека на Земле в XXI веке» (2022г., 628с.).

Научную школу Ноосферизма и на её базе – развивающуюся научную школу Ноосферного образования украшают имена таких известных ученых и философов, как В.П.Казначеев, С.И.Григорьев, А.А.Горбунов, Б.Е.Большаков, Н.И.Захаров, В.В.Чекмарев, П.Г.Никитенко, Н.Н.Лукъянчиков, О.А.Рагимовыа, Е.М.Лысенко, Л.А.Зеленов, Г.М.Иманов, В.В.Семикин, Э.В.Баркова, В.А.Шамахов, В.И.Патрушев, И.М.Братищев, Е.Е.Морозова, Т.А.Молодиченко, В.Н.Бобков, А.М.Пищик, И.Ф.Кефеели, В.Ю.Татур, А.А. Гапонов, В.И.Оноприенко, И.А.Козиков, А.Д.Урсул, В.Н.Василенко, А.В.Трофимов, В.Н.Панибратов, Н.Н.Александров, П.М.Коловангин, А.В.Воронцов, О.Н.Цуканов, О.Л.Краева, И.А.Задорожнюк, Н.П.Фетискин, А.В.Куманова, И.Ю.Александров, В.В.Макаров, М.Н.Миловзорова, Е.Ф.Шамаева, Н.К.Мазитов и другие.

К этому следует добавить, что параллельно проводилось множество научных конференций с изданием коллективных монографий на протяжении последних 30-ти лет:

«В.И.Вернадский и Н.Д.Кондратьев: Великий Синтез творческих наследий (через цикличность к моделированию будущего)» (1997г., 270с.);

«Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий» (2012г., 662с.);

«Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке» (2003г., 592с.);

«Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России» (2013г., 414с.);

«Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке», в 3-х томах, 6 книг (2007г., 1020с.; 2009, 1094с.; 2011г., 990с.);

«В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики», в 3-х томах (2013г., 1742с.);

«Ноосферизм – новый путь развития», в 2-х томах (2017г., 920с.; 2022 г., 668с.).

К 160-летию со дня рождения В.И.Вернадского мною в виде отдельной книги был опубликован научный доклад, который был «озвучен» на пленарном заседании IV Международной научно-практической конференции «Космическая философия – Космическое право – Космическая деятельность: триединство космического прорыва», организованной Русским Космическим Обществом 26 февраля 2023 года, под названием «Ноосферизм как целостное учение и базис теории и практики перехода к управляемой истории человечества в новом качестве как управляемой социоприродной эволюции».

В этой работе кратко, лаконично, концентрированно раскрыл научно-мировоззренческую, парадигмальную новизну Ноосферизма, за которым стоят новые, невиданные задачи перед коллективным разумом человечества – и, следовательно, перед наукой, культурой, философией, самосознанием политических элит стран мира и самосознанием всех людей на Земле – задачи «Родов», в лице Человечества как единого Целого «Действительного Разума», т.е. Ноосферного Разума, – или другими словами – Разума, способного научно управлять самым сложным объектом – Социо-Биосферной Эволюцией. А это и будет означать, что человечество, как «момент разумного живого вещества» (по В.И.Вернадскому – В.П.Казначееву), становится «Разумом всей Биосферы», т.е. возвышается из состояния «Разум-для-Себя» до состояния «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».

Замечу, что разработке теории общественного интеллекта и на её основе философии «управляющего разума» я посвятил около 2-х десятков книг, в том числе: «Разум и Анти-Разум» (2003), «Критика «экономического разума» (2008), «Свобода. Критика «либерального разума» (2008), «Ноосферное смысловедение» (2012), «Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении» (2014), «Мегакосмическая проскопия Разума (общественного интеллекта) Человечества» (2014), «Роды Действительного Разума» (2015), «Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке» (2015), «Грядущий ноосферный синтез науки и власти» (2016), « Теория знаний и системология образования» (2018).

- 2 -

Категория ноосферы в учении о ноосфере В.И.Вернадского – сложная, многосмысловая категория. Многие из исследователей, опираясь на взгляды Э.Леруа и П.Тейяра де Шардена, редуцируют её до смысла «сфера разума» и тем самым искажают учение о ноосфере великого русского гения, ученого-энциклопедиста В.И.Вернадского, не осознавая, что главное в этом учение – это переход Биосферы в Ноосферу, как выражение глобальной закономерности в эволюции Биосферы, приведшей к появлению «Человека» – «Homosapiens» на Земле. Частным случаем этой закономерности, на что указывал В.И.Вернадский, является « закон цифализации Дана».

Приведу ряд мыслей-теоретических положений В.И.Вернадского из его «Философских мыслей натуралиста» (М., «Наука», 1988, 520с.):

«Появление разума и наиболее точного его выявления – организации науки – есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, раньше выполнявшееся в биосфере. Он подготовлен миллиардом лет эволюционного процесса…» (с. 59);

«Без образования мозга человека не было бы его научной мысли в биосфере, а без научной мысли не было бы геологического эффекта – перестройки биосферы человечеством.

Наиболее характерной чертой этого процесса является направленность с этой точки зрения эволюционного процесса жизни в биосфере» (с. 59);

«…науки о духовном творчестве человеческой личности в её социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии или логики… обусловливают искание основных законов человеческого научного познания, той силы, которая превратила в нашу геологическую эпоху, охваченную человеком биосферу в естественное тело, новое по своим геологическим и биологическим процессам – в новое её состояние, в ноосферу…» (с. 130).

Но В.И.Вернадский не мог даже предположить, что уже к середине ХХ-го века человечество во взаимодействии с Биосферой войдет в глобальный экологический кризис, а к рубежу 80-х – 90-х годов этот глобальный экологический кризис войдет в состояние, в моей оценке, – в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Возникает вопрос, который впервые в мировой науке я поставил, и ответ на который входит в теоретический базис Ноосферизма (к настоящему времени издано 10-ть томов, 16 книг, моих «Сочинений. Ноосферизм»; недавно я электронные варианты этих книг заново выставил на ряде сайтов в социальных сетях Интернета):

«Почему именно в ХХ-ом веке, а ни в каком другом веке ранее (а ведь от Неолитической революции до ХХ-го века прошло 100 – 200 веков человеческой истории), человечество во взаимодействии с Биосферой вошло в глобальный экологический кризис и поставило под сомнение свое Будущее уже к концу XXI века?».

Неужели суждено сбыться пророчеству-предупреждению древнеегипетского мыслителя Имхотепа, чьи слова (с помощью иероглифов) выбиты на одной из плоскостей пирамиды Хеопса, более 4700 лет назад (очевидно, по моей гипотезе, возникшие под впечатлением региональной экологической катастрофы, «памятником» которой служит пустыня Сахара), – «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира»[1]?

Ответ на первый вопрос связывается мною со скачком в энергетической мощи воздействия мирового хозяйства (мировой экономики) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, т.е. на Природу, в среднем в 10-ть в 7-й степени раз, т.е. в 10-ть миллионов раз именно в ХХ-ом веке!

До ХХ-го века вся история человечества состоялась как Стихийная малоэнергетическая история.

Человек встретил рубеж XIX/XX вв. по разным оценкам, на 95÷99% вооруженный традиционными источниками энергии: ветряные и водяные мельницы, мускульная энергия домашних животных и мускульная энергия, усиленная рычагами, блоками и полиспастами, самого человека. И лишь от 1% до 5% в этой энерговооруженности приходилось на новые источники энергии, в первую очередь связанные с появлением «паровой индустрии» в Европе.

При этом, человечество развивалось «стихийно»: через «поглощение» негэнтропии производимой Биосферой (живыми системами, благодаря действию законов Э.Бауэра – В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского) и производство энтропии в окружающей среде. Известна характеристика этого типа развития, сформулированная К.Марксом в одной из глав «Капитала»: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню. Образ «пустыни» и отражал последствия энтропийного действия хозяйствующего на Земле человека на Природу.

Но при малом энергетическом базисе мирового хозяйственного природопотребления со стороны человечества производство негэнтропии Биосферой намного превышало производство энтропии со стороны социального человечества, что позволило А.Л.Чижевскому сформулировать своеобразный Закон квантитативно-компенсаторной функции Биосферы.

В ХХ-ом веке ситуация принципиально меняется. Скачок в энергетическом базисе мирового хозяйства (мировой экономики) в 10-ть миллионов раз в среднем «подвел» человечество, в его энтропийном воздействии на Биосферу, к исчерпанию её компенсаторной мощи (т.е. производство энтропии социальным человечеством именно благодаря действию стихийных регуляторов развития – рынка, института частной капиталистической собственности, конкуренции, системы глобального империализма строя мировой финансовой капиталократии с постоянным порождением войн, эксплуатации и насилия – приблизилось по своей мощи к производству негэнтропии Биосферой), что и материализовалось в середине ХХ-го века в глобальном экологическом кризисе, а к концу этого века – в первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.

Иными словами, в ХХ-ом веке проявилась несовместимость стихийных регуляторов развития, т.е. «Стихийной парадигмы» истории, и большой энергетики хозяйственного воздействия на Природу, которой стал владеть Человек именно как все Человечество, как Целое. Это означает, что Природа выступила против Капитала, Частной Собственности и Рынка, как сущностей, отражающих основы капиталистической экономики, и одновременно вступивших в Экологический конфликт с Природой. Этому я посвятил даже специальную монографию «Природа против Капитала и Рынка» (2023, 60с.). Замечу, что в «частной форме» этот мой вывод подкрепляют ряд научных работ западных ученых. Американский ученый-эколог Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг» (1974) вынес вердикт: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосистемы (экосферу). В Докладе мировому банку, написанном в 1991 году, под руководством Роберта Гудланда, Германа Дейли и Салеха Эль-Серафи был вынесен второй вердикт: в заполненной земной экологической нише, которую занимает человечество, рынок, как механизм развития экономики, исчерпал себя.

Если мы объединим эти два вердикта, то можно ввести «тезис»: наступила эпоха «экологического упразднения» частной капиталистической собственности, рынка и следовательно – всей рыночно-капиталистической системы на Земле, – причем «экологического упразднения» этой системы как базового условия спасения человечества от экологического гибели в XXI веке.

Вспоминается определение коммунизма, данное Карлом Марксом в «Философских и экономических рукописях» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 116):

«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности… и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой».

Совпадение императива упразднения частной собственности в «логике» формационного подхода Карла Маркса к истории человечества, т.е. по основаниям Внутренней Логики Социального Развития, и императива экологического упразднения частной собственности уже по основаниям Большой Логики Социоприродной Эволюции[2], «заговорившей» с нами на «языке» процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, и означает, что переход Биосферы в Ноосферу связан одновременно с переходом обществ стран мира к социализму нового, ноосферного качества. Этому я посвятил специальный манифест – «Манифест ноосферного социализма», опубликованный отдельной книгой в 2011 году. Недавно он был вторично переиздан, вошел в коллективную монографию «Социализм – творческая сила истории» (2024).

Возникает третий вопрос: «Какой закон скрывается за несовместимостью большой энергетики хозяйственного природопотребления, появившейся благодаря достижениям НТП в ХХ-ом веке, и стихийных регуляторов развития?».

Ответ на этот вопрос входит в теоретический базис Ноосферизма и является моим научным открытием. Он мною сформулирован в виде Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса (или соответствия):

чем больше по энергетической мощи воздействие со стороны хозяйства (экономики) социальной системы (общества, человечества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, тем с большим «лагом упреждения» должно быть обеспечено прогнозирование (предвидение) возможных негативных экологических последствий от такого воздействия, и должно быть обеспечено долгосрочное, с не меньшим лагом упреждения целеполагания, научное управление социоприродной, или Социо-Биосферной, эволюцией со стороны общественного интеллекта этой социальной системы (общества, человечества).

- 3 -

Таким образом, Ноосферизм, как развитие учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского, именно в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, связывает уже этот переход с действием императива экологического выживания человечества, как императива перехода к стратегии развития уже в новом качестве истории – в парадигме «управляемой истории», да еще в расширенном смысле своей идентификации – а именно как «управляемой социоприродной эволюции».

Речь де-факто идет о ноосферно-мировоззренческой революции, с которыми коллективной разум человечества, наука, культура, образование сталкиваются впервые.

Ж.Гриневальд и Н.Получин еще на рубеже 80-х – 90-х годов ввели понятие «вернадскианской революции». Развитием этого понятия, его превращению в целую сложную теоретическую концепцию я посвятил целую серию работ, в том числе была посвящена и целая серия коллективных монографий, изданных по моей инициативе и под моей научной редакцией.

В научном докладе «Вернадскианская революция как научно-методологическая основа формирования ноосферного общества», изданном отдельной книгой в 2013 году, в качестве «главных векторов» этой революции «в системе научного мировоззрения» я выделил[3]:

«расширение роли жизни в космогенезе видимой Вселенной»;

«преодоление механистической ньютоно-эйнштейновской картины мира через органическое (или организменное) восприятие устроения мира, в котором, выражаясь кибернетическим языком, действует огромное количество отрицательных и положительных обратных связей…»;

«особый космо-ноосферный и одновременно проблемно-ориентированный синтез единой науки, в котором объединяется комплекс наук о человеке, комплекс наук о Земле и комплекс естествознания»;

«смену парадигм эволюционизма»; в этой новой парадигме универсального эволюционизма, разработанной и аргументированной мною в «Ноосферизме» в 2001 году, был осуществлен синтез дарвиновской (автор – Ч.Дарвин), кропоткинской (автор – П.А.Кропоткин) и берговской (автор – Л.С.Берг) парадигм, на основе аргументации действия двух метазаконов в любой прогрессивной эволюции, сопровождающейся ростом сложности эволюционирующих систем: (1) метазакона сдвига от доминирования закона конкуренции и механизма естественного отбора – к доминированию закона кооперации и «механизма интеллекта», как опережающей обратной связи или управления будущим; (2) метазакона «Оразумления» или Интеллектуализации прогрессивной эволюции;

«симметрийно-гармоничекую спиральную картину эволюции мира, в которой принцип диссимметрии Пастера – Кюри – Вернадского, раскрывающийся в эволюции через хиральную революцию, асимметрию лево- и правополушарности, половой диморфизм, функциональный диморфизм мозга человека, приобретает качество фундаментального свойства живого пространства на Земле»; «… в этой диссимметрии отражается направленность прогрессивной эволюции живого и её память, переходящая в диссимметричную спирально-циклическую структуру вследствие действия закона спиральной фрактальности системного времени…»[4];

«изменение представлений о пространственно-временном базисе существования Космоса, Земля, Биосферы»; «дальнейшее развитие этого направления связано с системогенетикой и теорией циклов»; «системная иерархия эволюционирующего универсума (мира) переходит в гетероэволюцию и как её аспекты («срезы») – в гетерохронию, гетеротопию, гетероквалитативизм»;

«антропизацию научной картины мира и в целом эволюционизма»; «возникает своеобразный антропный эволюционный принцип или эволюционно-антропный принцип Вселенной, в которой мы живем: законы эволюции таковы, что они необходимо приводят к появлению человеческого разума на Земле»; «Антропный эволюционный принцип порождает «принципы дополнения», в том числе «принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения», входящим в научно-мировоззренческую систему Ноосферизма и служащего еще одним из ноосферно-методологических оснований действующего императива перехода человечества к Ноосферному Социализму;

«становление Тотальной Неклассичности будущего бытия человечества», которая как категория Ноосферизма означает, что «человек, его интеллект действительно становится в центр Развития, в центр Производительных Сил Общества, в центр Науки и в центр Культуры»; «Тотальная Неклассичность будущего бытия человечества подчеркивает особенность его выживания и развития в «ноосфере будущего», – состоящую в управлении социоприродной эволюцией, в котором используются все основания Неклассичности научной картины мира – антропные принципы, в том числе Антропный эволюционный принцип, принцип Космологического Дополнения, принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения, «презумпция Всеоживленности Космоса сущего», спирально-циклическая динамическая гармония мира» и др.

Но наступившая ноосферная парадигмальная революция – это не только мировоззренческая («вернадскианская») революция, но это еще и «смена парадигм Истории» – переход от Стихийной (рыночно-капиталистической) парадигмы к Управляемой (ноосферно-социалистической) парадигме, да еще в статусе именно Эволюции Ноосферы, именно как Управляемой Социо-Биосферной Эволюции.

В этом состоит принципиальная научная новизна и миссия Ноосферизма (по А.И.Субетто), который предстает как своеобразное диалектическое снятие марксизма-ленинизма.

Для меня важно, что эту научно-мировоззренческую новизну и миссию Ноосферизма по А.И.Субетто поддержал такой известный советский и российский ученый-энциклопедист, выдающийся мыслитель нашего времени, 100-летие со дня рождения которого исполняется в этом году, Казначеев Влаиль Петрович в книге «Думы о будущем», изданной в 2004 году.

Со ссылкой на мою монографию «Ноосферизм», изданную в 2001 году, он такую дал оценку (своеобразное признание значения «Ноосферизма» для будущего в развитии науки в России и в мире)[5]:

«Ноосферизмом[6] мы называем такой синтез науки в формулировке К.Маркса, в котором объединяющим началом является повышение качества управления социоприродной эволюцией системы «Человечество – Биосфера – Земля», на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Хотя Вернадский категориями общественного интеллекта, коллективного разума не пользовался, но генезис этих категорий в его «мыслях натуралиста» просматривается:

1)«разум есть сложная социальная структура»;

2)«наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли»;

3)«перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы»;

4)«длившийся более двух миллиардов лет этот выраженный полярным вектором, т.е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно привел к созданию мозга человека рода Homo».

В «Ноосферизме» (2001) показано, что понятие ноосферного будущего человечества может быть правильно осознано на основании новой парадигмы эволюционизма, в которой синтезируются дарвиновская, кропоткинская и берговская парадигмы эволюционизма и которая позволяет осознать механизмы своеобразного «оразумления» Космоса, неизбежно приводящие к появлению человеческого разума на Земле.

Задача отечественных ученых – довести дело развития учения о ноосфере В.И.Вернадского до ноосферогенетического синтеза всех наук, имя которому – ноосферизм» (конец цитаты).

- 4 -

Еще академик Н.Н.Моисеев на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ-го века, задумавшись над проблемой перехода человечества в «эпоху Ноосферы», назвал в качестве главного механизма такого перехода – «систему Учитель», т.е. систему образования и воспитания в её широком понимании.

Развивая это положение Н.Н.Моисеева, тогда, даже не будучи с этим положением знаком, я еще в 1990 году в монографии «Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив»[7] поставил вопрос о синтезе социалистического и ноосферного императивов, как базовом условии выживания человечества на Земле, и становления в СССР «образовательного общества», которое могло бы реализовать основной закон устойчивости развития социализма, как общества высокой субъектности, – закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем в обществе и качества общественного интеллекта.

Переход к ноосферной парадигмы развития, именно как к научному управлению Социо-Биосферной эволюцией, расширяет миссию Социализма, выводит её за пределы Внутренней Логики Социального Развития и переводит в « пространство» Большой Логики Социоприродной Эволюции.

Ведь речь теперь идет не только и не столько об «управляемой истории», как управляемом социально-экономическом развитии, что было, как показал Анри Борбюс в книге «Сталин» в 1933 году, и затем В.Ю.Катасонов в книге « Экономика Сталина» в 2014 году (80 лет спустя), было реализовано в СССР в наиболее полном виде именно в «Эпоху Сталина» (1924 – 1953гг.), сколько уже о научно управляемой социоприродной, или ноосферной, эволюции.

И чтобы это осуществить и необходимо выполнить первые два «шага» в направлении реализации этих императивов:

перевести российское общество в состояние научно-образовательного общества, в котором образование есть «базис базиса» материального и духовного воспроизводства, всей экономики (становящейся интеллектоемкой, наукоемкой и образованиеемкой экономикой), а наука выполняет миссию не только производительной силы (что спрогнозировал еще К.Маркс), но и «силой управления», поскольку речь идет о научном управлении Социо-Биосферной эволюцией (в соответствии с Законом интеллектно-информационно-энергетического баланса);

придать всей системе образования и воспитания новое – ноосферное – качество, с опорой на ноосферную парадигмальную («вернадскианскую») революцию в системе всех наук, и таким образом – в знание-мировоззренческих основах всей системы непрерывного образования в России.

Из более чем 1500 мною опубликованных научных работ, в том числе более чем 450 книг (монографий, очерков, эссе, докладов), более 30% посвящено, в том или ином «разрезе», проблематике развития российских образования и науки, в том числе становлению ноосферного образования.

На этом пути мною разработаны все основные теоретико-концептуальные блоки ноосферного образованиеведения, включая:

- системологию образования,

- системогенетику образования в единстве с социогенетикой,

- теорию знаний и фундаментализации образования,

- квалитологию образования,

- синтетическую квалиметрию человека и образования,

- концепцию мониторинга качества образования в России,

в том числе ноосферное или неклассическое человековедение, ноосферное или неклассическое обществоведение, основания ноосферного россиеведения, теоретический комплекс науки о качестве жизни, ноосферную экологию, ноосферную психологию, ноосферные основания учительства в XXI веке и другие.

- 5 -

Отличие ноосферной научно-мировоззренческой системы по А.И.Субетто от других подходов к этой проблеме состоит в разработке теории капиталократии и глобального империализма и раскрытии таящейся опасности для жизни всего человечества на Земле, которая связана с рыночно-капиталистической системой хозяйствования на Земле.

Россия, в силу своих цивилизационных особенностей, – как евразийская, общинная, самая холодная (и поэтому – с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества и единицы валового продукта), с самой большой территорией, цивилизация, первой совершила в 1917 году Русский Социалистический Прорыв человечества, и теперь её миссия в XXI веке – первой совершить Ноосферный Прорыв и возглавить Ноосферный Прорыв Человечества – Прорыв к Миру без Войн и Насилия и Ноосферному Союзу Цивилизаций.

И начинается этот Нософерный Прорыв с системы образования, воспитания и науки. В Санкт-Петербурге в 2009 году, благодаря мне, Г.М.Иманову, А.А.Горбунову, В.П.Пилявскому, В.Н.Бобкову, И.В.Катковой, О.А.Рагимовой, С.И.Григорьеву была организована Ноосферная академия наук, которую с 2019 года возглавил профессор В.В.Семикин, а я выполняю должность почетного президента.

Ноосферная академия наук, проведенные по её инициативе серии научных конференций, в том числе и 13-ть научных конференций «Ноосферное образование в евразийском пространстве», уже стали явлением в ноосферогенезе в России XXI века.

Ноосферная мировоззренческая революция, как основа новой парадигмы образования в XXI век, уже длится в России минимум 30 лет, и набирает силу!

Конференция РАЕН «Ноосферное образование для будущего России и мира», в том числе Круглый Стол на тему «Мировоззренческие основы ноосферного образования как образования будущего», «вливаются» в общий поток начавшейся Ноосферной революции в России – революции в смыслах бытия человека на Земле, в призвании и миссии науки, культуры, образования, как общественных институтов.

Ноосферной научной школе в России я посвятил специальную монографию, изданную в 2012 году. Уже можно говорить об истории становления этой школы, включающей в себя имена таких великих ученых и мыслителей СССР – России, кроме В.И.Вернадского, как А.Л.Чижевский, И.А.Ефремов, Б.Л.Личков, А.Л.Яншин, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Ф.Реймерс, В.Г.Афанасьев, Б.Е.Большаков, Б.С.Соколов, Г.П.Аксенов, А.Г.Назаров, Э.В.Гирусов, И.А.Козиков, Г.Н.Алеаксеев, А.Д.Урсул и другие.

В СССР в 1986 году был издан АН СССР знаковый научный сборник «Кибернетика и ноосфера». В нем Анатолий Георгиевич Назаров, доктор биологических наук, член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского при Президиуме АН СССР, поставил тогда, почти 40 лет назад, проблему «кибернетизации понятий биосферы-ноосферы». Он тогда подчеркивал[8]:

«В биосферно-ноосферных объектах, обладающих историзмом, высочайшей сложностью и динамичностью, можно выделить кибернетические характеристики. Прежде всего объекты «биосферы-ноосферы» охватываются общим кибернетическим понятием « система управления»… Действительно, что составляет информационно-управляющую сущность перехода биосферы в ноосферу? Что входит в само понятие «ноосфера»? В чем состоит главная цель управления процессом превращения биосферы в её новое эволюционное состояние? Можно ли выделить и научно охарактеризовать объект ноосферного управления, и какие составляющие необходимы и достаточны для его функционирования? Как соотнести с объектом и процессом управления человека?» (конец цитаты, выдел. мною, С.А.).

Эти вопросы приобрели еще большую актуальность.

Поскольку, в соответствии с «Ноосферизмом» (2001) по А.И.Субетто, ноосфера в своем динамическом определении предстает как научно-управляемая Социо-Биосферная эволюция, при соблюдении законов-ограничений, отражающих действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, постольку фундаментальная составляющая ноосферного образования должна включать в себя ноосферную кибернетику, и конечно – ноосферную философию и ноосферную диалектику (диалектику взаимодействия Внутренней Логики Социального Развития и Большой Логики Социоприродной Эволюции).

«Ноосферной диалектике» я посвятил отдельную книгу (в форме 3-х взаимосвязанных очерков), изданную в 2023 году. Я отмечал в этой работе следующее важное положение[9]:

«Теперь на передний план, с учетом действия ноосферной диалектики, в XXI веке выходит не просто социализм, а именно – Ноосферный Экологический Духовный Социализм, как другая «ипостась» Ноосферизма.

Происходит двойное диалектическое отрицание или «снятие» капитализма XXI века (и это есть новое в новой диалектики) – «диалектическое «снятие» капитализма, да еще в последней стадии развития как глобального империализма мировой финансовой капиталократии (в рамках диалектики Внутренней Логики Социального Развития или, в первую очередь, - «формационной логики» К.Маркса), и «диалектическое снятие» всей – Стихийной истории, в том числе её последней рыночно-капиталистической формы развития (в рамках диалектики Большой Логики Социоприродной эволюции)» (конец цитаты).

Ноосферная диалектика – основание востребованности и развития ноосферной кибернетики, и одновременно основание ноосферно-кибернетического образования, по крайней мере в системе высшего образования в России.

Подчеркну только, что последовательная реализации ноосферного образования в России требует ноосферно-социалистического преобразования всех механизмов развития России, как уникальной евразийской цивилизации.

Против Капитала и Рынка выступила Природа. Ноосферная революция ставит перед человеком императив – стать «союзником Природы» в её противостоянии капитализму, а это и означает, что наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть «Роды» Действительного – Ноосферного – Разума в лице Человечества, которые совпадают с установлением на Земле Ноосферного Социализма!

Или это произойдет в XXI веке, или Человек окажется «эволюционной ошибкой», не выдержавшим Ноосферного Испытания, поставленного перед ним глобальной эволюцией Биосферы!

Справка об авторе

Субетто Александр Иванович: профессор Кафедры общественных наук Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор Кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества, автор более 1500 научных и публицистических работ, в том числе более 450 книг, полковник Космических войск СССР (прослужил в Вооруженных Силах СССР с 1954 г. по 1992г.), строитель Космодрома Плесецк (1959 – 1969), член Центрального Совета Общероссийской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации».



[1] Цит. по книге: Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания. – СПб., 2002, с. 8

[2] Понятие «Большая Логика Социоприродной Эволюции» введено мною в научный оборот в 1990 году и его раскрытие входит в теоретический базис Ноосферизма: См., Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.

[3] Субетто А.И. Вернадскианская революция как научно-методологическая основа формирования ноосферного общества: научный доклад. – СПб.: Астерион, 2013. – 56с.; с. 11 - 18

[4] Открытие Закона спиральной фрактальности системного времени, в рамках развития открытого мною нового научного направления – системогенетики было выполнено в 1991 году, впервые нашло отражение в монографии «Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии» (1992г., 204с.), а затем я этому Закону посвятил целую монографию «Закон Спиральной фрактальности системного времени и теория Наблюдателя и Сверх-Наблюдателя» (2022г., 128с.)

[5] Казначеев В.П. Думы о будущем. Рукописи из стола. – Новосибирск: Издатель, 2004. – 208с.; с. 28, 29

[6] Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: ПАНИ, 2001. – 537с.

[7] Субетто А.И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив. – М.: Исследоват. центр Гособразования СССР, 1990. – 84с.

[8] Кибернетика и ноосфера. – М.: Наука, 1986. – 160с.; с. 37, 38

[9] Субетто А.И. Ноосферная диалектика/Под науч. ред. д.псих.н., проф. В.В.Семикина. – СПб.: астерион, 2023. – 82с.; с. 21