Структура автотрофной общины
«Панацеей от социальных зол и альтернативой как капитализму, так и социализму он объявил «психократию» – утопическую общину, «объединение сынов для воскрешения отцов», – так в эпоху развитого социализма философский словарь кратко и взвешено сообщал читателям о стержневой идее доктрины Общего Дела Николая Федорова. Подобный взгляд на природу власти считался еретическим. А когда в конце столетия из трупа советской партократии появилась на свет жуткая гидра российской капиталократии, у многих соотечественников пробудился жгучий интерес к феномену власти духовной, не подверженной коррозии и тлену.
Ниже в форме заявки на социальное изобретение дано описание загадочной федоровской общины, смело бросающей вызов инфернальной буддийской троице – старости, болезни, смерти.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Русская поговорка
Изобретение относится к методам структурирования социальных групп на принципах общности интересов и убеждений, коллективного труда, совместного проживания, таких как артель, бригада, дружина, команда, экипаж, экспедиция, вахта, застава и т.п.
Известно, что сила мелочей в том, что их много. Возможно, в числе первых, кто на себе почувствовал их железную хватку, были связисты (телефония, радиосвязь). Со второй половины ХХ века нарастающую волну стихии мелочей стали ощущать разработчики радиолокационных, вычислительных, кибернетических и прочих технических систем, структура которых насчитывала сотни тысяч и миллионы отдельных радиоэлектронных элементов. Оказалось, что для проектирования, создания и использования таких систем нужны не только физические, химические и другие специально-научные знания, но также понятийный аппарат, отражающий особые свойства сложных систем, что стимулировало рост интереса к предельно общим знаниям, закрепленным в философских категориях диалектики (1). Со временем выяснилось, что сходным образом обстоит дело не только в технике, но и во многих других областях знаний. Так возник и стал развиваться системный подход, применивший выработанные в диалектике философские знания как основание новой системной методологии. Она представляет собой совокупность методов изучения, создания и применения сложных технических, биологических и социальных систем (2). Прогноз того, что именно техника, прикладные науки станут центром притяжения и кристаллизации достижений естественных и общественных наук, дали в прошлом веке классики диалектического материализма (3).
Эффективность системного подхода в решении широкого круга проблем возникла не на пустом месте. Это новое качество появилось у него в результате симбиоза философского, теоретического и практического методов познания. Иерархически это объединение представляет собой трехуровневую пирамиду. На нижнем этаже работает практик, имеющий дело с множеством реальных явлений, на втором – теоретик, исследующий законы природы, а венчает пирамиду философ, вооруженный знанием диалектических закономерностей и вытекающими из них принципами симметрии и законами сохранения.
Субординация между уровнями такова: законы природы задают правила поведения явлениям, а законы диалектики ведают законами природы. Отсюда эвристическая роль системного подхода: знание законов природы позволяет предсказывать явления, а знание законов диалектики позволяет предвосхищать законы природы. Существует и обратная связь – снизу вверх: если практик обнаружил аналогию между несколькими разнородными явлениями, то это намек на то, что у них может быть общий источник, общий закон природы, а значит, есть возможность обобщить факты и найденную аналогию выразить в виде математической формулы. Например, колебания механического маятника, колебания атомов в молекуле, колебания электромагнитного поля в индуктивно-емкостном контуре описываются одним математическим уравнением. Физические моделитех или иных объектов (явлений) также создаются на основе аналогий. Молекула ДНК моделируется как винт, спин частицы моделируется как момент импульса тела, вращающегося, подобно волчку, вокруг собственной оси. Сам метод аналогий основан на принципе симметрии. Этот принцип предполагает отыскание общих свойств в различных объектах и распространение этой общности на другие свойства. О свойствах симметрии, фундаментальности этого принципа известно и написано достаточно много (4,5). Симметрия, понимаемая в самом широком смысле, это – уравновешенность, красота, совершенство, целесообразность. Именно свойства симметрии использует конструктор особо сложных систем для обуздания потока многообразия, многокомпонентности. Симметрия ограничивает число возможных вариантов поведения различных систем, а также ставит предел разнообразию их структур. В этом ее сила, ее фундаментальность. Исходным пунктом системного исследования является представление о целостности изучаемой системы. Это предполагает рассмотрение объекта с двух позиций: в соотнесении объекта с внешней средой и путем анализа самого объекта с выделением его элементов, свойств, функций и их места в рамках целого. На основании выявленных фактов и закономерностей создаются модели объекта, окружающей среды и обменного взаимодействия. Полученные модели становятся источниками последующих выводов, гипотез и теорий. В нашем случае необходимо создать обобщенную модель человека, модель окружающей среды и модель процесса обмена между ними. Только опираясь на эти модели, можно рассуждать о строении и функционировании автотрофной (АТФ) общины. Для построения первых двух моделей воспользуемся принципом симметрии. Он заложен в древней восточной мудрости об изоморфизме Микрокосма (Человека) и Макрокосма (Вселенной). Весьма четко эта идея выражена в священной книге зороастризма "Авесте". В ней звучит мысль, что, изучив человека, в принципе можно через него познать мироздание. Во всех тантрических системах главное значение приписывается телу человека, которое рассматривается как ключ к тайнам Вселенной: "Того, чего нет в теле, нет во Вселенной". Современные мыслители эту идею заложили в фундамент антропного принципа: наш мир устроен таким образом, что он в принципе допускает возможность появления человека как закономерного итога эволюции материи.
Системные модели человека и окружающей среды. Основные понятия: Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Структура – относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Человек, как любая система, подсистема, элемент имеет входы и выходы. Входом называется множество "контактов", через которые система воспринимает воздействие среды. Выход – это множество "контактов", через которые система воздействует на среду. Любой элемент системы имеет, по крайней мере, один вход и один выход. Воздействие может состоять в передаче вещества, энергии, информации или их комбинации. В открытых системах, к каковым относится человек, между системой и средой происходит непрерывный массоэнергоинформационный (МЭИ) обмен. Среда – это окружение, с которым система взаимодействует. Среда – тоже система, и для ее исследования также применим системный подход. Для человека средой является социальное и природное окружение, т.е. искусственный и естественный миры. Чтобы показать структуру среды, необходимо рассмотреть ее с вещественной, энергетической и информационной сторон.
Вещественная среда. Длительно существовавшая в философии и науке монополия четырех субстанций (твердое тело, жидкость, газ, плазма) ныне разрушена. Появились новые претенденты. Вот что говорят о них сами ученые: "За последние двадцать лет нарастающим темпом появляются факты, которые указывают на то, что существуют еще два уровня, это Первичные Поля Кручения (Поля сознания) и уровень Абсолютного "Ничто". Эти уровни признаются многими исследователями как уровни реальности, на которых базируются давно утерянные человечеством технологии. Основным методом познания реальности в таких технологиях является медитация, в отличие от рефлексии, используемой как метод познания окружающего нас мира в объективной физике. Два нижних уровня, включая частично и вакуумный уровень, образуют субъективную физику, поскольку основным фактором в явлениях нижнего уровня является сознание (6). Учитывая тенденции, существующие в современной физике, в модель окружающей среды должны быть включены такие уровни реальности:
1. Твердое тело ( земля)
2. Жидкость (вода)
3. Газ (воздух)
4. Плазма (огонь)
5. Вакуум (эфир)
6. Первичные торсионные поля (Поля Сознания)
7. Абсолютное "Ничто" (Божественная Монада)
Энергетическая среда. Известно, что энергия не может существовать отдельно от материи, она всегда выступает в качестве одного из важнейших свойств материи. В философском определении энергия – это количественная мера движения, выражающая внутреннюю активность материи, способность материальных систем к совершению определенной работы, или преобразованиям во внешней среде. Современные энергетики, взяв за основу классификации комплексный критерий, включающий: виды материи, формы движения и виды взаимодействия, выделяют следующие виды энергии:
1. Аннигиляционная 2. Ядерная 3. Химическая 4. Гравистатическая 5. Электростатическая 6. Магнитостатическая 7. Нейтриностатическая 8. Упругостная | 9. Тепловая 10. Механическая 11.Электрическая (электродинамическая) 12. Электромагнитная (фотонная) 13. Мезонная (мезонодинамическая) 14. Гравидинамическая (гравитонная) 15. Нейтринодинамическая |
Из перечисленных выше 15 видов энергии практическое значение имеют пока только 10: ядерная, химическая и др. Непосредственно используется всего четыре: тепловая (70 – 75%), механическая (20 – 22%), электрическая (3 – 5%), световая (менее I). В последнее время на основе изучения космических явлений, теоретики предполагают существование "вакуумной энергии". Космический вакуум рассматривается ими как сверхплотная среда с мелкозернистой структурой, а обычная материя – как разреженное состояние этой среды (7). Необходимо отметить, что вечной и неразлучной спутницей энергии, ее тенью является энтропия. Физики считают, что "в гигантской фабрике естественных процессов принцип энтропии занимает место директора, который предписывает вид и течение всех сделок. Закон сохранения энергии играет лишь роль бухгалтера, который приводит в равновесие дебет и кредит" (Роберт Эдмен, немецкий геофизик). Как и энергия, энтропия – универсальный показатель количественных изменений сложных систем. Ее определяют как меру рассеяния энергии и увеличения всех форм беспорядка. Чем больше рассеивается, деградирует энергия системы, тем больше растет величина энтропии. Виды энтропии:
Структурная – служит мерой неупорядоченности строения систем. Так, если из строительных деталей собрать дом, а из часовых – будильник, то энтропия этих систем уменьшится, ибо упорядоченность их возрастет.
Тепловая (термодинамическая) – определяет направление переноса тепла от горячего тела к холодному, движение системы в сторону теплового равновесия со средой, к стиранию энергетических потенциалов и различий.
Информационная – мера неопределенности какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы. Для представления об информационной энтропии обычно дается такой пример. При охлаждении газа до температуры абсолютного нуля, он сначала переходит в жидкое состояние, а затем в твердое т.е. из менее упорядоченного в более упорядоченное. Соответственно растет и информация о расположении частиц газа, достигающая максимальной величины при абсолютном нуле, когда все они займут вполне определенное положение в твердом теле.
Таким образом, информация эквивалентна отрицательной энтропии или, как предложил называть ее французский физик Л.Бриллюэн, "негэнтропии". Негэнтропия отражает накопление порядка, различий в состояниях. Основным средством накопления в обществе энергии и негэнтропии является труд.
Информационная среда. Существует множество трактовок понятия "информация" и "информационная среда". У философов-материалистов информация – это материя, данная нам в осознании путем ощущений, лежащих ниже пороговой чувствительности, у кибернетиков – это сумма сведений, распределенных во внешней и внутренней памяти (в закодированном виде), где активное начало принадлежит внешней памяти, у физиков – это энергия, переработанная в полях взаимодействия с веществом органов мышления разумных существ, излучаемая в среду или хранящаяся в кругах энергоинформационногообмена специализированных органов живых существ, телах мертвой природы или в общем биомагнитном поле. Учитывая высказывание Л.Бриллюэна об информации как эквиваленте отрицательной энтропии, или негэнтропии, можно выделить следующие ее виды:
структурная – мера упорядоченности системы, отражение ее внутреннего состояния, совершенство ее форм;
относительная (термодинамическая) – мера упорядоченности отношений между двумя и более объектами;
гносеологическая – мера упорядоченности структурной или относительной информации, производная от имеющихся в наличии данных о состоянии системы, "информация об информации".
Условно структурную (внутреннюю) и относительную (внешнюю) информацию можно назвать онтологической – как совокупность сведений о реальных вещах, свойствах и отношениях. Такое разделение информационных потоков существует в философии. Так, теория объективной диалектики дает знание о материальном объекте, а теория субъективной диалектики – о законах развития знаний (о материальных объектах) и о той деятельности, посредством которой это знание приобретается. Подобное различие между двумя теориями не только не исключает, но предполагает глубокое единство между двумя методами познания. Теория объективной диалектики есть результат отражения 1 порядка. Объектом этого отражения служит реальность, как она существует безотносительно к знанию. Теория субъективной диалектики – есть результат отражения 2 порядка, объектом которого является знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности. Идут работы и в области отражения 3 порядка. Это означает, что объектом исследования становятся взаимоотношение знания и реальности, слова и дела. Проблема заключается в том, чтобы выяснить, что представляет собой реальность и знание по отношению друг к другу. Отражение 3 порядка есть возвращение к содержательному методу мышления, но с учетом особенностей и закономерностей формального метода (8). Таким образом, информационную среду можно представить в виде трех разноскоростных негэнтропийных потоков: объективного, субъективного и праксиологического, объединяющего знания с практикой.
Модель окружающей среды (фиг.1,2). Обычно под термином "окружающая среда" понимается природная среда (флора, фауна, почва, вода, атмосфера и др.). В более широком смысле это – все естественные и искусственные системы, которыми окружен человек и с которыми возможен контакт и обменное взаимодействие. На фиг.1 показаны виды этих взаимодействий. Чтобы упорядочить то, что можно отнести к термину "окружающая среда", необходимо выбрать основание системы классификации. В качестве основания такого деления может быть взят реальный поток бытия (мир), обладающий вещественной, энергетической или информационной составляющей. В основание иерархии этих миров можно положить мир чисел, или мир идеальных геометрических форм, образов и отношений. На фиг.2 представлена эта иерархия потоков бытия и симметричное отражение их в человеческой природе. Рассмотреть полную и детальную модель окружающей среды и природы человека в лаконичной форме затруднительно. Поэтому рассмотрим усеченные модели, в которых учтены только три потока бытия: социальный, интеллектуальный, духовный и соответствующие им грани человеческой природы — личность, сознание, душа.
Модель человека. Отличительной особенностью объектов биологического и социального миров является то, что все они – живые. Однако, в чем конкретно проявляется уникальность живого, определить довольно затруднительно. Апелляция к таким признакам, как раздражимость, рост, обучение, адаптация и прочее, уже малоубедительна. Большие надежды на решение этой проблемы связывают с развитием теории информации. Представления о мире как двуединой сущности (материя – дух) уходит в прошлое. Все чаще стали говорить о триединстве: (материя – дух – информация), (материя – информация – мера) и т.п. Информация стала рассматриваться в качестве философской категории (9). Такое отношение к информации связано с тем, что информационный подход оказался удобен при изучении эволюционных процессов и информация стала мерой изменения состояний системы при усложнении и развитии. Удачное определение живой системе дал автор книги "Вселенная Разумная" М.Карпенко:"Живой может считаться способная эволюционно самоорганизовываться, адаптивно и агрессивно взаимодействующая с окружающей средой и повышающая свою структурную негэнтропию система, внутренние процессы в которой протекают кооперативно, а сочетание элементов подчиняется правилу сверхаддитивного нелинейного сложения, чья структура и происходящие в ней процессы обеспечивают образование и функционирование информационного поля". Подтверждением этого определения могут служить модели человеческой природы, разработанные отечественными и зарубежными учеными. В модели американских психологов Дж.Ройса и А.Пауэлла показано (10), что личность человека есть комплекс 6 сложных систем обработки информации:
1. Сенсорной (ощущающей)
2. Моторной (двигательной)
3. Когнитивной (познавательной)
4. Аффективной (эмоциональной)
5. Стилевой (внешней)
6. Ценностной (внутренней).
В этой модели сенсорная и моторная системы находятся на периферии и заняты в основном кодированием и декодированием информации. Когнитивная и аффективная расположены возле центра и играют решающую роль в процессах обучения и адаптации. Стиль и ценность являются центральными узлами, которые определяют направленность функционирования других систем. Каждая из систем является многоуровневой, иерархической структурой. В нашей стране аналогичную работу проделал петербургский психотерапевт и психолог В.И.Гарбузов (11).Однако свою модель он создавал аксиоматическим методом, взяв в качестве постулатов человеческие инстинкты. В его модели инстинкты – это фундаментальные, эволюционно отобранные и генетически фиксированные основные жизненные потребности. В его концепции 7 основных инстинктов:
1. Самосохранения (эгофильный)
2. Продолжения рода (генофильный)
3. Альтруизма (альтруистический)
4. Исследования (исследовательский)
5. Доминирования (доминантный, лидерский)
6. Свободы (либертофильный)
7. Сохранения достоинства (дигнитофильный).
В греко-латинском названии инстинктов ясно выделяется единая корневая основа второй части – "филео–люблю". Эта авторская находка несет в себе мощный эвристический заряд. Она как бы указывает на причину, которая порождает все инстинкты. Если к этим двум моделям присовокупить известные модели И.Канта и Ш.Фурье и сопоставить их, то можно увидеть черты сходства и различия.
СТРАСТИ ПО ФУРЬЕ | ПО ГАРБУЗОВУ |
Вкус, слух, зрение, осязание, обоняние | Самосохранения |
Чувство дружбы | Альтруистический |
Честолюбие | Сохранения достоинства |
Чувство любви | Альтруистический |
Чувство отцовства | Генофильный |
Страсть к "интриге" | Доминирования |
Стремление к разнообразию | Исследовательский |
Стремление к объединению в группы | Самосохранения, альтруистический |
СТРАСТИ ПО КАНТУ | ПО ГАРБУЗОВУ |
Честолюбие | Сохранения достоинства |
Властолюбие | Доминирования |
Корыстолюбие | хххххх |
Половая страсть | Генофильный |
Страсть к обладанию вещами | хххххх |
Любовь к жизни | Альтруистический, свободы, исследов. |
Любовь к здоровью | Самосохранения |
Любовь к удобству | хххххх |
В модели Канта корыстолюбие, страсть к обладанию вещами и любовь к удобству можно заменить одним термином – гедонизм (наслаждение благами, поставляемыми человеку природной и социальной средой). Эта страсть имеет глубинные корни и заслуживает право называться инстинктом. Условно ему можно дать название – потребительский. К сожалению, этого инстинкта в модели Гарбузова нет. Неубедительно в его системе выглядит инстинкт продолжения рода (генофильный). Его сущность содержится в альтруистическом инстинкте – любви к другому (малому, старому, подруге, другу, роду, Родине). В отношении инстинкта сохранения достоинства и чести можно сказать, что в его основе лежит известная способность живых организмов к опережающему отражению действительности и назвать его прогностическим было бы вернее.
Системный подход показывает, что фундаментальных, краеугольных инстинктов у человека только шесть. И образуют они взаимосвязанные полярные сущности, а то, что ранее принималось за инстинкт самосохранения, является системным свойством, интегральным качеством целого, единством тела и души. На фиг.3 приведена таблица, где показаны полярные инстинкты и характерные черты их проявления в жизни человека.
Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе к бытию стоит категория сущности. Сущность отвечает на вопрос: "Что есть вещь?". Остальные категории – качество, количество, отношение, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания, соотносятся с бытием через категорию сущности. Они отвечают на вопрос: "Каковы свойства вещи?" и определяют признаки, атрибуты вещи. Перечисленные категории были положены в основу таблицы, представленной на фиг.3.
Комментарий к таблице (фиг.3). Автор "Философии Общего Дела" Н.Ф.Федоров считал, что отличительной чертой человека являются два чувства – чувство смертности и стыд рождения. "Можно догадываться, что у человека вся кровь должна была броситься в лицо, когда он узнал о своем начале, и как должен он побледнеть от ужаса, когда увидел конец в лице себе подобного, единокровного", – замечает мыслитель. Поэтому страх и стыд, как основные травматические эффекты, были отнесены к интегральным характеристикам человека. Именно эти качества культивирует в людях общественно-экономическая формация, основанная на принципах неравенства, эксплуатации и насилия. Если бессознательные формы коллективного страха и стыда можно сравнить с колеёй, которую оставляет за собой механизм наказания и принуждения государственной машины, то сознательные проявления группового смеха и радости служат дорожными знаками, указывающими на наличие альтернативных путей развития. В самой основе смеха и радости, их антиподов – стыда и страха лежит реакция человека на соприкосновение с тайным, чудесным, мистическим. Элемент новизны, всегда присутствующий в тайне, вызывает в душе удивление (изумление), которое является той искрой, которая воспламеняет все инстинкты. Их совместная работа продуцирует первичную информацию о загадочном предмете, процессе или явлении. Эти впечатления, наряду с хранящимся в родовой памяти набором безусловных и условных рефлексов, формируют травматическую или оптимистическую установку на дальнейшие отношения с непознанным. Если выстроить иерархическую систему всего тайного и непознанного, то чудом из чудес можно было бы по праву признать такую всепроникающую и неуловимую субстанцию, каковой является любовь. Поэтому в таблице на фиг.3 категория действия "люблю" является одной из фундаментальных, и отнесена она к творческому ядру человека – душе. Сама же душа человека представлена двуликим Янусом, одна половина которого созерцает тайное, а вторая претворяет тайное в явное. Инструментом такого преобразования служит вера, которая в определении апостола Павла: "...есть осуществление чаемого, и уверенность в невидимом". Зримым отражением познанных живой материей тайн мироздания является тело человека. По выражению физика Н.А.Умова: "Человек – это памятная книжка энтропии". На основании данных этой таблицы были составлены несколько моделей человека.
На фиг.4 представлена символическая модель человека. Она имеет форму семилучевой звезды, которая в эзотерических учениях является символом Богочеловека, человека совершенного.
На фиг. 5 изображена двухмерная модель человека в виде правильного шестиугольника со всеми внутренними связями.
На фиг. 6 показана трехмерная модель человека в виде прямоугольной системы координат.
На фиг.7 дана системная модель человека. Она будет служить рабочей моделью при построении структуры АТФ-общины.
Системная модель человека (фиг.7). Предложенная модель имеет три входных и три выходных "контакта". Роль входных выполняют инстинкты потребления – I, свободы – 3, прогностический – 5, а выходными являются инстинкты альтруизма – 2, доминирования – 4, исследования – 6. Каждому инстинкту на модели сопоставлен исторически сложившийся архетип человеческой деятельности. В скобках указана его сущность:
1 – потребитель (СТОК) 3 – философ (МЕРА) 5 – пророк (ОБРАЗ) | — 2 – работник (ИСТОК) — 4 – лидер (ЦЕЛЬ) — 6 – искатель (СМЫСЛ) |
Интегральные архетипы: | |
7 – врач (ТЕЛО) | — 8 – жрец (ДУША) |
На третьем (информационном) уровне пара "пророк–искатель" задает описания возможных состояний человека и пути их достижения. Это уровень выработки жизненной стратегии, поиска смысла жизни. Чувственные и рациональные формы отражения реальности являются инструментами этого уровня.
Взаимодействие между тремя уровнями может происходить по вертикали снизу вверх (эволюционный путь) и сверху вниз (революционный путь), – путь воплощения идей через влияние на энергетический уровень. Задачи для каждого уровня различны. Человеку приписывают в плане Вселенной эволюционную функцию, оставляя революционную – порождение закономерностей за божественной силой. Эволюционную функцию в модели олицетворяет врач(целитель и преобразователь тела), а революционную – жрец, священник(канализирующий потоки божественных энергий в душу человека). Итак, каждая пара полярных инстинктов образует единство, которое геометрически можно представить в виде сфер жизнедеятельности человека:
1. потребитель + работник => владение, навык (материальная сфера)
2. философ + лидер => покой, воля (энергетическая сфера)
3. пророк + искатель => откровение, разум (информационная сфера)
Интегральное свойство целого:
4. врач + жрец => эго, совесть (сфера духа)
Родовой признак человека как HomoSapiensвозникает в результате сверхаддитивного нелинейного сложения:
Навык + Воля + Разум + Эго = Человек
Как элемент, человек входит в другую сверхсистему (Социосферу), которая обладает сверхсознанием, сверхволей и пр. необычными качествами, каждое из которых незримыми узами связано со всей биосферой, с планетарными и космическими процессами. Определение понятию "душа" в данной модели человека не дается. Но наличие ее в природе человека подразумевается. Абстрактно ее можно представить как область пересечения инстинктов внутри человека, величина которой стремится к нулю при любых попытках ее измерить. Графическим символом этого понятия может служить буква "Ж". Для этого есть несколько предпосылок. Во-первых, форма этой буквы, напоминающая снежинку, есть проекция на плоскость трехмерной системы координат, принятой в качестве модели человека (фиг.6). Во-вторых, в кириллице эта буква имеет название "Живете", что предполагает ее связь со словами, обозначающие живые объекты, их отношения и свойства (муЖ, Жена, Желание...) В-третьих, незримая связь понятия "живое" с фонетикой буквы Ж существует в санскрите. Так, в джайнизме (системе индийской философии) есть представление о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом, из которых строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы – это джива (душа) и аджива (все, что душой не является). Считается, что всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. Современное научное мировоззрение, как и джайнизм, тоже пытается построить картину мира, взяв за основу одну фундаментальную "таттву". На роль такого первоначала может претендовать одна из четырех сил фундаментального взаимодействия:
- гравитация (всемирное тяготение)
- электромагнитное взаимодействие
- сильное (ядерное)
- слабое (распадное)
Энергии фундаментальных взаимодействий относятся примерно следующим образом: сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное: 1 : 10 – 2 : 10 – 14 : 10 – 38 Очевидно, что чем слабее энергия взаимодействия, тем более она всеохватна и всеведуща (установлено, что гравитация действует на элементарные частицы – нейтроны). Выявление общего (обменного) механизма фундаментальных взаимодействий подвинуло физиков на поиск единой теории "Великого объединения". Попытки вывести все формы взаимодействий из какого-то одного, пока не увенчались успехом. Очень может быть, что онтологический статус общего основания всех четырех взаимодействий находится не на объективном, а на субъективном плане реальности. Тогда физикам придется стать лириками и всерьез заняться такой таинственной силой, каковой является любовь. Нельзя не учитывать то влияние, которое она оказывает на живую материю. Философы-космисты в начале века отмечали, что любовь – это прообраз нового типа связи существ этого мира, который присутствует в человечестве зачаточно, как в мире животных разумное начало. С этой позиции древнее откровение "Бог есть Любовь" уже сейчас может служить нравственной преамбулой к интегральной науке будущего.
Схемы замещения системной модели человека. Известно, что одним из эффективных орудий познания является абстракция. Выделяя существенные свойства и связи и отвлекаясь от частных, она позволяет проникнуть в сокровенные тайны предмета. Полученную модель человека (фиг.7) также можно подвергнуть операции абстрагирования и получить так называемые схемы замещения (механические, электрические, оптические, биологические и пр.). На основе этих схем можно делать глубокие обобщения и находить скрытые закономерности. Например, данную модель можно заменить электрической схемой замещения. Представляя совокупность инстинктов в форме втекающих и вытекающих в узел токов, можно, опираясь на правило Кирхгофа «Алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю», заявить, что любое изменение величины тока в одной из ветвей, закономерно приведет к перераспределению потоков во всех ветвях. Так, чрезмерное увеличение тока в ветви "Цель" (лидерство в спорте, политике и пр.) "высосет" энергию из ветвей "Мера", "Смысл", "Образ". Много скрытых от глаз связей может выявить механическая схема замещения. К примеру, модель можно представить в виде простой машины – двуплечего рычага, на который распространяется "золотое правило механики": "То, что удается выиграть в силе, приходится проигрывать в перемещении". Используя это правило, можно придти к такому заключению: "Чтобы отыскать глубинный смысл какого– либо явления, надо или "умощнять" плечо рычага со стороны ищущего (чем занимается современная наука), или облегчать его с полярной стороны, прозревая более совершенные образы и формы (чем занимается искусство).
Торсионные поля человека (фиг.8,9).Теоретические исследования показывают: "В любом теле произвольной формы существуют три взаимно перпендикулярные оси, проходящие через центр масс тела, которые могут служить свободными осями вращения". Их называют главными осями вращения. Для вращающихся систем сохраняется величина, называемая моментом количества движения (или угловым моментом). Этот закон определяет динамику галактик, планет и элементарных частиц. Очевидно, что на человека тоже распространяется действие этого закона, как на физическом плане бытия, так и в сфере духа. Как известно, полная энергия системы слагается из кинетической (скоростной), потенциальной (энергии положения) и вращательной. При определенных условиях они могут переходить одна в другую с соблюдением законов сохранения. Если взять плоскостную модель человека (фиг.8), то она обладает четырьмя главными осями вращения: системообразующей, личностной (часть – целое), волевой (покой – движение), сознательной (чувство – разум) и духовной (тело – душа). На фиг.8 первые три оси лежат в одной плоскости, а четвертая перпендикулярна им.
Практическая механика утверждает: "В отсутствие внешних сил вращение устойчиво относительно осей, соответствующих наибольшим и наименьшим моментам инерции. Вращение вокруг оси, соответствующей среднему моменту инерции, неустойчиво". Следствие из этого правила механики такое: та пара инстинктов, которая по генетическим, гороскопическим или иным причинам получила к моменту рождения наибольшее развитие (момент инерции) становится главной осью устойчивого вращения, на которую в дальнейшем нанизываются действия, поступки, привычки и, в конечном счете, характер и судьба человека. На языке восточных воззрений эту ось можно было бы назвать кармической.
Уникальность схемы замещения модели человека гироскопом состоит в том, что она позволяет наглядно продемонстрировать философский принцип всеобщей связи: единство общего с отдельным, абстрактного с конкретным, невидимого с явным, угловой скорости с линейной. На фиг.9 показано, как проявляет себя закон сохранения момента количества движения в жизни человека. Изображены пять характерных этапов человеческой жизни: Рождение – Юность – Зрелость – Старость – Смерть. С позиции закона сохранения момента количества движения (физического, социального, духовного), его величина в системе "человек – окружающая среда" должна оставаться постоянной в течение всей жизни индивидуума.
Запас энергии вращения (духа? любви? времени?), полученный при рождении, в дальнейшем тратится на процесс социализации путем развития инстинктов, знаний, умений, навыков и других необходимых атрибутов дееспособности. Данный процесс аналогичен увеличению момента инерции вращающего тела за счет уменьшения величины угловой скорости (ситуация, когда сидящий на скамье Жуковского человек разводит в стороны руки с гантелями). Субъективно это переживается как чувство ускорения течения внешнего времени и замедления внутреннего. И чем длиннее с годами становится "размах рук", тем острее переживается человеком бег времени. Гироскопическая схема замещения подсказывает, что для сохранения и поддержания творческого долголетия и высокого духовного настроя необходимо производить ротацию видов деятельности с целью уравновесить и сбалансировать развитие полярных инстинктов. Второе условие: всячески уменьшать момент инерции (освобождаться от тяжелого – материального и обретать легкое – духовное). Практику использования этой закономерности можно увидеть во многих религиозных и философско-этических учениях. Так, в христианстве к числу важнейших добродетелей, наряду с Верой, Надеждой и Любовью, отнесены Молитва, Пост, Милостыня, Правдивость и некоторые другие. В восточных путях освобождения для достижения Нирваны – высшего духовного состояния, являющегося целью человеческих стремлений, используются радикальные меры, а именно: сознательно-волевой останов процессов мышления (медитация), дыхания (пранайама), присвоения (принцип недеяния). В тантре- йоге к этим формам сдерживания обмена со средой добавляется еще одна – половое воздержание (останов семени). И даосы и индийские тантристы видят в трансмутированной половой энергии источник особой мощи сознания, сверхъестественных возможностей организма (ясновидение, левитация и т.д.). Тантристские тексты подчеркивают: кому удалось заставить "течь вверх свое семя", т.е. осуществить обратное природе движение, тот стал богом, создавшим себе "алмазное тело", не подверженное природной коррозии (12).
Массэнергоинформационный обмен "человек – окружающая среда" (фиг.11,12,13,14). Как отмечалось, между человеком и окружающей средой происходит непрерывный обмен веществом, энергией, информацией. Назначение обмена – освободиться от положительной энтропии и извлечь отрицательную. Сам процесс извлечения негэнтропии есть "извлечение порядка" для поддержания упорядоченности организма, его структуры. С точки зрения эквивалентности обмена человек по отношению к природе является иждивенцем. За все блага, даруемые природой, он расплачивается лишь битыми черепками. На фиг.10 показана схема этого обмена. Очевидно, что такой процесс не может продолжаться вечно. Рано или поздно запасы негэнтропии в биосфере иссякнут и наступит время "платить по счетам". Единственный процесс на Земле, который оттягивает наступление судного дня, это – фотосинтез. Многие прозорливые ученые видят в нем подсказку природы о том, каким путем должно идти развитие земной цивилизации.
На фиг.11 дана схема МЭИ – обмена, в которой имеются элементы, необходимые для осознанного обмена со средой. Управление процессом обмена осуществляется путем создания прямых и обратных связей. В кибернетике под обратной связью понимается воздействие выходной величины некоторой системы на вход этой же системы, или в более широком смысле – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования. Если действие обратной связи направлено на уменьшение отклонения системы от первоначального состояния, то она называется отрицательной.В противном случае – положительной. Образно говоря, отрицательная связь является щитом, а положительная мечом системы. Отрицательная связь необходима, когда нужно защитить вход системы от чрезмерных воздействий среды, направив какую-то часть потока обводным путем на выход (громоотвод – пример такой связи). В свою очередь, для защиты природы от отходов хозяйственной деятельности человека между ними создается антиэнтропийная зона (экологический кордон), где МЭИ-отходы человека преобразуются в безопасные для биосферы элементы растительными и животными организмами. В этой зоне происходят процессы, сущность которых – возобновление (рекультивация, регенерация, рекуперация, реанимация и пр.).
Один из основоположников биоэнергетики американский биохимик А.Сент-Дьерди так представлял сущность МЭИ–обмена живых систем со средой: "Энергетический цикл жизни состоит в том, что электроны сначала поднимаются на более высокий уровень фотонами, а затем в живых системах падают обратно на свой основной уровень, отдавая при этом порциями свою избыточную энергию, которая приводит в действие всю машину жизни". В растительном мире запуск энергетического цикла происходит в крошечных зернах хлорофилла. Хлорофилл – сложное органическое соединение, очень близко к строению молекулы красного гемоглобина нашей крови, в которой магний заменен железом. Если провести аналогию между зерном хлорофилла, накапливающим солнечную энергию, и человеческим "зерном духа", стяжающим божественные энергии, то такая форма МЭИ – обмена будет выглядеть так, как она отражена на фиг.12. Здесь контакт между человеком и средой осуществляется через входной узел, где смыкаются контуры обратных связей. Если потребность в МЭИ – обмене у человека возникла, то часть потока внешней среды подается на вход, где она поглощается и полностью, без остатка ассимилируется. Если такой нужды нет, то поток по прямой связи уходит на выход, либо циркулирует в контуре обратной связи, ожидая своего часа.
Все три схемы МЭИ – обмена можно обобщить в одну (фиг.13). На этой схеме окружающая среда, состоящая из вещества, энергии и информации, представлена в форме единого потока Ф. Реакция человека на это воздействие может быть такой:
Часть среды отражается – Фотр.
Часть среды пропускается – Ф пр.
Часть среды поглощается – Фпогл.
Часть поглощенной среды переизлучается – Физл.
В физике объекту, обладающему ярко выраженной способностью к отражению, пропусканию или поглощению, дается особый термин:
- абсолютно зеркальное тело (при отражении);
- абсолютно прозрачное тело (при пропускании);
- абсолютно поглощающее тело (при поглощении);
- абсолютно излучающее тело (при излучении).
Абсолютно поглощающее и излучающее тела имеют общее название – абсолютно черное тело. Реальные объекты (их условно называют серыми) не обладают качествами абсолюта. Их характеристики могут только приближаться к нему. Показатель этого приближения к идеалу носит название коэффициента отражения, поглощения и т.д. Коэффициенты отражения – пропускания, поглощения – излучения взаимосвязаны между собой и образуют, подобно инстинктам человека полярные пары. Если к перечисленным физическим коэффициентам добавить еще два, показывающих динамику развития объекта (прогрессивность – регрессивность, сложность – простота), то получится система коэффициентов, которую можно принять за инвариантное преобразование основных инстинктов человека. На фиг.14 показана таблица этого соответствия. Недавние исследования показали, что в объем понятия "автотрофность" входят такие термины, как гармоничность, автономность и оптимальность (I3). С логической точки зрения эта тройка понятий отражает особенности процесса обмена, происходящего между объектом и окружающей средой. В таком ракурсе понятия "автотрофность" и "МЭИ – обмен" в каком-то смысле тождественны. Поэтому автотрофность должна рассматриваться не как качественная характеристика какого-либо объекта, а как отношение между двумя и более объектами (системами). В этих отношениях могут быть элементы причинно-следственной, системной, случайной и хрональной связей. Учитывая это обстоятельство, можно выделить следующие виды автотрофности человека по отношению к окружающей среде:
Внутриприродная (человек – природа);
Внутриобщественная (человек – общество);
Внутригрупповая (человек – группа);
Внутрисемейная (человек – семья);
Межличностная (человек – человек).
Можно доказать, что гармоничность (как созвучие между ритмами космоса и ритмами человека) будет определяться тем, насколько точно человек свои внутренние ритмы будет согласовывать с природными, управляя процессами поглощения – излучения. Аналогично второй атрибут оптимальность можно сопоставить с коэффициентами упрощения – усложнения. В кибернетике при анализе и синтезе поведения сложных систем часто используется категория цели. Формальным выражением цели обычно служит целевая функция системы или показатель качества, к которым относят такие величины, как КПД, производительность, себестоимость, энергозатраты и т.д.
Третий атрибут – автономность ассоциируется с коэффициентами отражения – пропускания. В результате хозяйственной деятельности человека между ним и природой сформировался пропускающе-отражающий слой в виде предметов материальной и духовной культуры, который обеспечивает человеку определенный запас автономности и независимости по отношению к внешней среде. В качестве интегрального показателя, способного вобрать в себя все выше перечисленные, мог бы стать комплексный коэффициент автотрофности. Действительная часть этого коэффициента показывала бы насколько автономны, гармоничны, оптимальны функции человеческого тела при МЭИ – обмене с окружающей средой. Мнимая же часть коэффициента отражала бы те же качества со стороны внутренней структуры человека – души. Аналогичный подход имеет место в биологической кибернетике, изучающей структурно-функциональную упорядоченность живых систем (I4). В ней разработаны критерии для оценки функциональной и структурной организации биосистемы. Подобным образом может вычисляться коэффициент автотрофности различных социальных групп или по отношению друг к другу, или по отношению к природе.
Обобщенная модель: человек – среда – автотрофность (фиг.15). Если полученные модели человека, окружающей среды и обменного взаимодействия (автотрофности) объединить вместе, то появляется возможность сделать прогноз о тенденциях развития человека, семьи, государства. Однако на этапе материализации любой идеи, в том числе и обретения человеком автотрофности, перед каждым участником неизбежно возникнет проблема личного выбора: верить–не верить в достижение поставленной цели или идеала. Считается, что это самая критическая точка на пути (на языке авиаторов – это подлет к точке возврата). Удачное решение этой сложной дилеммы нашел преемник федоровского учения Н.А.Сетницкий. В 1932 году в Харбине вышла его книга под названием "О конечном идеале". В ней автор ведет полемику с известным юристом и философом того времени П.И.Новгородцевым, который в одной из своих работ, умаляя идеал "конечного совершенства", предлагал вместо него идеал "бесконечного совершенствования". Сетницкий показал, что идеал "конечного совершенства" сам по себе уже предполагает, что в реальной жизни в той или иной форме уже заложена потенция его осуществления, есть мощь и сила, способная его реализовать. Наоборот, идеал "бесконечного совершенствования" исходит из мысли об отсутствии в действительности подобного рода потенции. Мысль о потенциальном могуществе человека и признание его принципиального бессилия – таковы основы, на которых строятся оба рассматриваемых идеала (I5).
Идеал обожения, развитый в религиозной ветви русского космизма, также предполагает превозможение человеком и человечеством его наличной физической, душевной и духовной природы и стяжание высшего, бессмертного, преображенного, Божественного бытия. У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия Небесного. На фиг.15 показаны два возможных пути обретения автотрофности человеком. На пути бесконечного совершенствования (путь Сизифа), человек, в одиночку поднимаясь к вершине автотрофности, беззащитен перед лавиной смертоносных стихий и, лишенный дружеской страховки, в любую минуту рискует сорваться вниз. Возможно, что библейский миф о падших ангелах есть памятка высших сил об опасностях, подстерегающих человека на этой стезе. На пути "конечного совершенства" (путь Христа) человек поднимается к высотам эволюции коллективно, в связке со всеми живыми существами Земли. Находясь сегодня на вершине пищевой пирамиды, он способен скачком, революционно превратится из Молоха, пожирателя жизней, в Богочеловека, источник Разума и Любви для всех нижерасположенных систем; начиная от высших млекопитающих и кончая рядовой былиночкой. Помогая подниматься братьям нашим меньшим вверх по эволюционной лестнице, он, подобно легендарному барону Мюнхгаузену, будет сам себя духовно возвышать, не опасаясь быть низвергнутым в бездну. Но для этого нужно сделать один исторический шаг – отказаться от поедания чужой плоти. Когда-то более титаническую внутреннюю работу совершил предок человека, восстав против силы земного притяжения. Современному человеку совершить переход к автотрофности гораздо легче, поскольку растения и некоторые простейшие организмы давно проложили туда дорогу и каждый желающий может ступить на этот путь.
Чтобы планомерно и целеустремленно шагать в этом направлении, людям будет нужна организационная форма. В качестве такой формы предлагается автотрофная (АТФ) община. Для того, чтобы она не подавляла индивидуальность, волю, сознание своих членов, ее структура должна быть подобна внутренней структуре человека. В этом случае можно ожидать, что между личностью и "сверхличностью" – общиной могут возникнуть резонансные явления, способные многократно усилить творческие потенции людей. Если взять современные аналоги общин (научные, производственные, религиозные), то они, как правило, узкоспециализированы. В этом их сила и недостаток. В лучшем случае, они могут сделать профессиональную огранку некоторым задаткам человека, "поставить голос", но не способны в силу своей однобокости гармонично развить все инстинкты. А без гармоничности, как было показано, автотрофности не обретешь.
В качестве прототипа автотрофной общины, структура которого во многом тождественна структуре человека, может быть взято учреждение, существовавшее в Древнем Египте (I6). Называлось оно Домом Жизни. Назначение этих домов остается до некоторой степени загадочным. Но по данным различных литературных и археологических источников, Дом Жизни представлял собой одновременно: храм, библиотеку, архив, научное учреждение, школу, литературный кружок, центр по переписке произведений словесности, консультационный совет по административно-хозяйственным и политическим вопросам, клинику. Служащие Дома Жизни занимались:
- составлением и хранением книг;
- научными изысканиями;
- были "мастерами магии";
- врачевали;
- были художниками;
- руководили общественными работами;
- были государственными деятелями;
- жрецами;
- поэтами и певцами, исполнителями и создателями гимнов в честь богов.
Из того, что египетские жрецы достигли больших успехов в технике мумифицирования, можно сделать вывод, что вопросы воскрешения и бессмертия тоже находились в их компетенции. Впоследствии, уже в период разложения египетской цивилизации, Дома Жизни оказались образцом для создания первого комплексного научного центра – Александрийской библиотеки-мусейона.
Недостатком структуры Дома Жизни с позиций современной науки, и в частности, системотехники, наверное, следует признать ее иерархичность. Иерархичность – биологическое наследие, необязательное и неоптимальное. Оно может быть рациональным при условии периодической ротации всех уровней. В обществе, разделенным на классы, сословия, касты, такой процесс маловероятен, а потому оно подвержено таким порокам, как имущественное и правовое неравенство, недоступность в верхние эшелоны представителей социальных низов и пр. Законы энергоэнтропики показывают, что изоляция части системы от обмена со средой, автоматически запускает процессы ее упрощения, деградации и распада. Поэтому такая структура неоптимальна, а потому не может быть речи об ее автотрофности.
Целью изобретения является увеличение социальной мобильности внутриобщинной жизни за счет введения периодической ротации на всех уровнях. Введение практики периодической ротации заключается не только в том, чтобы установить социальное равенство внутри общины. Главное ее назначение в другом. Чтобы это показать, необходимо ознакомиться с формулой одного научного открытия (I7). 14 мая 1987 года в Государственный реестр открытий СССР было внесено очередное открытие под символическим номером 333. В формуле открытия сообщается:
"Установлено неизвестное ранее явление синхронизации вращающихся роторов, состоящее в том, что два или более роторов, которые могут свободно вращаться друг относительно друга и взаимодействовать посредством сколь угодно малых сил, зависящих от взаимного расположения роторов, обнаруживают тенденцию к вращению с одинаковыми или кратными средними угловыми скоростями, причем устанавливаются определенные фазовые соотношения между вращениями".
Научное значение открытия: обнаружен новый класс синхронизирующихся объектов – вращающиеся тела (ранее была известна синхронизация колеблющихся объектов). Это привело к обоснованию тенденции к синхронизации как общей закономерности поведения материальных объектов различной природы.
Особое свойство: полоса синхронизации расщиряется при переходе к нелинейным материальным системам (живые системы и прежде всего колебания головного мозга).
Хотя на основе открытия уже созданы новые машины и устройства, выдано более 200 авторских свидетельств и патентов, это всего лишь первый алмаз, извлеченный из новой "кимберлитовой трубки" науки. По большому счету, эта новация – входная дверь в иной мир – поле мирового сознания. Отыскав механизм синхронизации колебаний головного мозга человека или группы людей с космическими ритмами (галактическими, звездными, планетными и пр.), можно будет выходить на прямой информационный обмен с любым объектом окружающей среды. Простой опыт показывает, что даже обыкновенная вода, налитая в ванну, начинает реагировать на процесс вращения Земли (образование вихревой воронки), когда начинается обменное взаимодействие. О том, на какие космические ритмы и каким образом отзываются жидкие (или газовые) среды человеческого организма, известно очень мало.
Цель изобретения достигается тем, что в уставе общины фиксируется положение или норма о периодической ротации членов по всем видам человеческой деятельности, культивируемых в общине, а во все процессы обменного взаимодействия (внутреннего и внешнего) вводятся обратные связи, повышающие автономность, оптимальность и гармоничность процесса обмена. В качестве примера можно привести такую схему ротации по видам:
предметной деятельности в течение суток (игра, учеба, производство);
средств и предметов труда (инструмент, механизм, автомат, робот и пр.);
языка общения (сенсорный, моторный, когнитивный, эмоциональный и т.д.);
режима труда и отдыха;
обучения и воспитания младшего поколения;
преображения среднего и старшего поколения (психосоматического, интеллектуального, духовного);
ритуала воскрешения ушедших поколений (религиозное, художественное, научное);
реконструкции материальной и духовной культуры прошлых эпох (теория, эксперимент, практика).
Процесс ротации для каждого члена подбирают индивидуально. В идеальном случае этот процесс должен осуществляться по закону восходящей спирали, способствующий подъему человека к вершине духовного совершенства.
При этом начало каждого процесса ротации или обмена обязательно синхронизируется с началом природного процесса, обладающего четко выраженной циклической закономерностью, а именно: сидерической (звездной), солярной (солнечной), селенической (лунной), теллурической (земной) и циркадной (суточной). Процесс ротации по видам деятельности уменьшает в какой-то мере пространственную непроницаемость, устанавливая своеобразные правила дорожного движения, обязательные для всех. Но он не устраняет непроницаемости во времени, когда предыдущее поколение вытесняется последующим. Для уменьшения временной непроницаемости, в качестве рабочей гипотезы предлагается в структуру общины ввести элемент реинкарнационной ротации, который связывал бы конец одного жизненного цикла человека с началом другого посредством нового рождения. В реинкарнационной практике Востока, да и Запада тоже, есть масса документально подтвержденных случаев, указывающих на наличие такого процесса в природе. Только носит он стихийный, неуправляемый характер. Думается, что внести в этот естественный процесс элемент управления и регулирования коллективному сверхразуму общины будет по силам.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.16 показана сотовая структура АТФ–общины, а на фиг.17 приведен её отдельный фрагмент – структура подсистемы: прогностическо-исследовательский коллектив.
Любая сложная система уже является иерархической. Принцип иерархичности АТФ – общины показан на фиг.16 в виде сотовых ячеек различной величины. Большая ячейка – это уровень общины, средняя ячейка – уровень научно-производственной группы, малая ячейка – уровень семьи, состоящей из трех поколений (предки, родители и дети). Это атомарный уровень общины, и на чертеже он выделен кружочками. Каждый уровень является законченной автономной системой, для которой высший уровень нужен лишь для включения подсистемы в более общую систему. Как видно из чертежа, каждый правильный шестиугольник является увеличенной копией двухмерной модели человека, приведенной на фиг.5. В этом заключен принцип внутренней симметрии структуры общины, принцип самоотражения. На углах большого шестиугольника расположены соты поменьше. Эти компактные образования представляют собой специализированные научно- производственные коллективы, т.е. школы, ориентированные на развитие определенного инстинкта человека до предельно возможного на сегодня уровня. Всего таких школ шесть, по числу основных инстинктов. Внутри каждой ячейки расположен центр, осуществляющий общее руководство данным уровнем. Персонал этого центра – это тоже члены общины, и, как все подвержены процессу ротации. Каждый центр является входными и выходными воротами уровня. Через него человек попадает в общину и через него, при желании, может уйти в другую. Полноправным членом общины вновь прибывший человек может стать только тогда, когда пройдет полный курс обучения и стажировки на всех структурных уровнях. Жизненный цикл нового человека в общине показан штриховой кривой. О том, как происходит процесс обучения, можно показать на схеме (фиг.17), где изображена примерная структура прогностическо-исследовательской школы. Левая сторона на ней – логическая, правая эйдетическая (аналогично левому и правому полушариям головного мозга). Делая полный цикл в этой школе, человек одновременно развивает, растягивает оба полярных инстинкта. Пример этого компактного, многопрофильного коллектива взят из книги по системотехнике (I7). Другие школы устроены аналогично, за исключением специфики и особенностей данной сферы жизнедеятельности.
Считается, что идеалом исторического развития социального управления явится такое коллективное общественное самоуправление, при котором субъект и объект управления составят органическое функциональное единство. По Федорову, этот идеал, его сущность выражается короткой формулой "Жить со всеми и для всех". Та форма самоуправления, которая предлагается к использованию в АТФ–общине, в полной мере отвечает этому требованию. Не случайным совпадением является и матрешечно-сотовая структура общины. Открытия последних лет показывают, что сетчато – ячеистые структуры характерны для многих природных систем – от элементарных частиц до устройства самой Вселенной. Можно надеяться, что будущие АТФ-общины гармонично впишутся в общую картину мироздания.
Формула изобретения
1.Структура автотрофной общины, содержащая совокупность внутренних и внешних связей, свод законов данных связей (устав общины), отличающаяся тем, что, с целью увеличения социальной мобильности внутриобщинной жизни, в уставе фиксируется положение о периодической ротации людей по всем видам человеческой деятельности, культивируемых в общине, а во все процессы обменного взаимодействия (внутренние и внешние) вводятся обратные связи, повышающие автономность, оптимальность и гармоничность процессов обмена.
2.Структура по п.1, отличающаяся тем, что начало процесса ротации или обмена синхронизируется с началом природного процесса, обладающего четко выраженной циклической закономерностью, а именно: сидерической (звездной), солярной (солнечной), селенической (лунной), теллурической (земной) и циркадной (суточной).
Источники информации:
1. Фролов И.Т. и др. Введение в философию Т. 1,2 М., Политиздат. 1990.
2. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Системотехника М., Радио и связь, 1985г. – 200с.
3. Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К.Маркса о науке будущего. М., Мысль, 1985г. – 543с
4. Вейль Г. Симметрия пер. с анг. М., Наука, 1968г.
5. Гарднер М.,Этот правый, левый мир пер. с анг. М., Наука, 1967г.
6. Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума. Сознание и физический мир Вып.1, М., Яхтсмэн, 1995г – 146с.
7. Алексеев Г.Н. Энергоэнтропика М., Знание, 1983г – 192с.
8.Материалистическая диалектика T.I Объективная диалектика. под ред. Ф.В.Константинова М., Мысль, 1981г. – 374с.
9. Силин А.А. Энтропия, вероятность, информация (Вестник РАН,1994, Т 64, К96 ).
10. Ройс Дж., Пауэлл А. Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы. (Импакт. 1985 ,№2).
11. Гарбузов В.И. Человек – жизнь – здоровье (Древние и новые каноны медицины) 2 – е изд, Спб, АО Комплект, 1995 – 429с.
12. Семенова С.Г. Тайны Царствия Небесного М., Школа – Пресс, 1994 – 415с.
13. Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего Томск, Знание Мира, 1996г
14. Словарь по кибернетике, под ред. В.М.Глушкова.,Киев, 1979г.
15. Русский космизм. Антология философской мысли сост. С.Г.Семенова, А.Г.Гачева, М., Педагогика – Пресс,1993 – 368с.
16. Хабаров И.А., Волков А.А. Шестая мировая загадка. М., Сов. Россия, 1984 – 208с.
17. Конюшая Ю.П. Открытия советских ученых 4.1, изд. МГУ 1988 – 478с.
18. Конторов Д.С. Внимание – системотехника М., Радио и связь, 1983 – 224с.