Культура Нового времени – Культура развития Жизни

#Культура развития Жизни

Говоря о культуре Нового времени, как о культуре развития жизни, мы не можем абстрагироваться от величайшего документа, созданного ещё в середине 30–х годов двадцатого века и подписанного в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня: «ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ», известного как Пакт Рериха. Не случайно Елена и Николай Рерихи считали культуру одним из столпов эволюции человека и человечества. Об этом универсальном качестве культуры Н.К. Рерих писал:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты».

Приведём ниже Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» без купюр, поскольку этот Пакт является космопланентарным явлением, основой ноосферной культуры и служит фундаментом всех последующих документов, связанных с культурой человечества:

Статья I

Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время.

Статья II

Нейтралитет, покровительство и уважение, которые должны быть предоставлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Соответствующие правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения.

Статья III

Для обозначения памятников и учреждений, указанных в статье I, может быть использован отличительный флаг (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне) в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему договору.

Статья IV

Правительства государств, подписавших настоящий договор и присоединившихся к нему, одновременно с подписанием договора или присоединения к нему, направляют в Пан-Американский союз перечень памятников и учреждений, на которые желательно распространить покровительство, предусмотренное настоящим договором.

При уведомлении правительств о подписавшихся и присоединившихся сторонах Пан-Американский союз направляет им перечень памятников и учреждений, упомянутых в данной статье, а также информирует другие правительства о любых изменениях в указанном перечне.

Статья V

Памятники и учреждения, указанные в статье I, перестают пользоваться привилегиями, предусмотренными в настоящем договоре, в случае их использования в военных целях.

Статья VI

Государства, не подписавшие настоящий договор в момент его открытия для подписания, могут в любое время подписать его или присоединиться к нему.

Статья VII

Документы по присоединению, а также по ратификации или денонсации настоящего договора хранятся в Пан-Американском союзе, который уведомляет об их получении другие государства, подписавшие настоящий договор или присоединившиеся к нему.

Статья VIII

Настоящий договор может быть денонсирован в любое время любым из государств, подписавших или присоединившихся к нему, при этом денонсация вступает в силу через три месяца после уведомления о ней других государств, подписавших настоящий договор или присоединившихся к нему.

В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся Полномочные представители, предъявив свои должным образом оформленные безоговорочные полномочия, подписали настоящий договор от имени своих правительств и скрепили его своими печатями в даты, указанные против их подписей.

https://пакт-рериха.рф/pakt-reriha/tekst-pakta-reriha/

Пакт Рериха, 85-летие которого мы отмечали в 2020 году, – одно из важнейших явлений современной истории. В этом документе сформулированы ключевые принципы достижения мира и согласия на нашей планете. Осознание красоты и величия мира, стремление к культурному созиданию, гармонии, защите культурных и исторических ценностей, принадлежащих человечеству, – эти идеи, заключённые в Пакте Рериха, становятся особенно актуальными в наше непростое время.

С тревогой наблюдая за событиями своего времени, Рерих писал:

«Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном? ˂…˃ Всякое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса».

Понимая великое значение ценностей Культуры для воспитания будущих поколений, за десять лет до начала Первой мировой войны, в 1904 году Рерих высказал мысль о защите культурных ценностей человечества, сделав доклад по этому поводу в Обществе архитекторов Санкт-Петербурга. Затем также до войны появляются и его провидческие картины, символизирующие надвигающиеся бедствия, ибо он считал, что «человечество пришло в космическое беспокойство», а низкий уровень культурного сознания народов приводит к выявлению агрессивные, разрушительные энергии.

«Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности».

Таким образом, значение Пакта Рериха велико. Оно велико в силу своего гуманистического содержания. Высокая мировоззренческая и культурологическая ценность философии гуманизма великого Н.К. Рериха и сегодня сохраняет своё непреходящее национальное и международное значение. Её переосмысление открывает новые возможности для расширения и углубления процессов формирования новой, международной культурной идентичности - Человека Космического. Оно является условием взаимопонимания, солидарности и сотрудничества народов и государств.

Иными словами, энергетика культуры движет всяким созиданием и творчеством. Она побуждает человека к поискам более совершенных, гармоничных и прекрасных форм жизни. Называя Культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты спасёт мир», – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. В этой формуле заключён практически весь смысл космической эволюции, которая идёт от хаоса к гармонии, от малого к многому, от частного к целому.

«Человек ограничил свой мир планетою и свою жизнь – однократным существованием и теперь задыхается в самим же созданной тесноте, не находя выхода из этой тесноты и смысла в своём существовании. Пора ему выйти на простор космической Беспредельности. Разве не безумие – отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных ценностей за единственную ценность. Человечество зашло в тупик, выбраться из которого обычными способами и мерами оно уже не может. Нужны меры необычные, и в этом смысле роль культуры велика, ибо в ней сокрыты зачатки духовных сокровищ».

Любовь Сергеевна Гордина

Председатель Совета по культуре Русского Космического Общества. 

Доктор философии, кандидат технических наук, Президент Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира (с 2003 г. по н.в.).