Социогуманика, как технология возрождения великой России.
1.Капитализм, коммунизм – что потом?
Нужна ли Россия современному миру кроме как источник энергоносителей и природных ископаемых? Нужен ли мир России помимо поставки технических знаний и товаров?
После распада Советского Союза человечество вдруг обнаружило, что «новое политическое мышление» не наступило. Острота международных проблем многократно возросла. Финансовые кризисы потрясают мировые рынки. Безудержная погоня за прибылью ведёт к экологической и человеческой деградации. Сворачиваются социальные программы, увеличиваются безработица, наркомания, преступность. Идёт стремительное вырождение человеческого рода. Рост возмущения народных масс, взлёт экстремизма, эпидемия международного «терроризма» – симптомы глобальной революционной ситуации: «низы не хотят» жить по-старому, «верхи» не могут управлять по-старому.
Объяснение её причин национальными и религиозными мотивами уводит в сторону от понимания истоков глобальной смуты – неадекватности империализма современному уровню интеллектуального и культурного развития человечества. Что взамен? Запад не дал ответа. Восток, в лице Китая, адаптировался к существующей капиталистической системе, добавив к ней диктатуру государственного порабощения человеческой индивидуальности.
Вызов принимает советский народ – миллионы живущих в СНГ людей, хранящих опыт великого прошлого и осознающих необходимость его продолжения и совершенствования в будущем. Нам упорно внушали, что СССР оказался побежденным, проиграв экономическое и идеологическое соревнование. Но о какой экономической причине распада может идти речь, если даже после десятилетий развала страна живёт созданным тогда хозяйственным и оборонным потенциалом. Мы жили едиными высокими смыслами и целями. Гордились передовой наукой и великой культурой, были первыми в космосе, имели лучшие в мире образование и здравоохранение, крепили бескорыстную дружбу народов. Причина социального взрыва имела иные корни. В дискуссиях 70-х годов приходило понимание, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, режим КПСС превратился в тормоз политического прогресса, трудящиеся отстранены от результатов своего труда, в экономике накопилось множество требующих исправления дефектов.
Любое историческое явление имеет рождение, расцвет и закат. В том числе – общественно-экономические формации как глобальные социальные технологии: рабство, феодализм, капитализм, коммунизм. «Миссией» капитализма была реализация творческих возможностей свободных от рождения людей, стремящихся к материальному изобилию через индивидуальную конкуренцию. В результате за 100 лет, по оценке Маркса, удалось сделать больше, чем за предшествующие тысячелетия. Однако к ХХ веку исторический потенциал капитализма оказался исчерпанным. Свидетельством тому – победа коммунистической революции (социализм – первый этап) в 1917 г. «Миссией» коммунизма стала реализация творческих возможностей объединённых в сообщество людей, стремящихся к материальному процветанию с помощью планового труда. К 80-м годам коммунизм достиг поставленных целей: уничтожена частная собственность; исчезли эксплуататорские классы; экономика работала как единая фабрика; бесплатно по потребностям предоставлялись жилище, образование, здравоохранение, детское воспитание, общественный транспорт, курорты, санатории и др. Была обеспечена, по критерию Ленина, более высокая производительность труда, в 5-7 раз выше капиталистического мира.
Поэтому в 80-х стала нарастать потребность идти на следующий исторический виток. Этим обусловлена «перестройке» – «перемен, мы ждём перемен». Но перемены – куда? Согласно историческому материализму смены формаций осуществляются автоматически: бытие определяет сознание. Однако обнаружилось, что желаемое будущее автоматически не наступило, его контуры оказались размыты. Социальная жизнь достигла такого уровня сложности, когда развитие «вслепую» становится невозможным. Требуется исторический дуализм, где не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие. Движущими силами становятся раскрепощение социальной энергии масс и рост уважения к человеческому достоинству. Культура (искусство, наука, нравственность) – тоже базис. Люди начинают ощущать себя хозяевами собственной жизни.
Но человек по природе двуедин, являясь существом индивидуальным и коллективным, материальным и духовным. Он нуждается как в стабильности, ответственности, так одновременно риске и свободе. Капитализм отдает предпочтение личности, риску, а коммунизм – коллективу, стабильности. Значит, оба лишь отчасти соответствуют человеческим запросам. Для гармонии нужна новая формация, адекватная двуединой человеческой природе в системе законов планетарной жизни. Соответственно, и название у неё должно быть двуединым, например, «социогуманизм» – единство общественного (sociаlis) и индивидуального (humanus). А ещё шире – это био-социо-гуманистическая система, включающая в себя законы взаимодействия человека и окружающего мира. Это – « СОЦИОГУМАНИКА». При такой постановке вопроса существенно меняются принципы и методы организации государства и его управления.
Социогуманика есть био-социо-гуманистический подход к управлению развитием системы Природа-Общество-Человек, в логике Соэволюции, направляемый разумом человека на развитие системы в целом, с опорой на объективные, космопланетарные законы.
Честь явления Социогуманики миру выпала России – содружеству народов, исторически объединившихся в державу вокруг русского народа, сумевших за 150 лет пройти через семь экономических формаций («рабство», феодализм, капитализм, военный коммунизм, НЭП, государственный социализм, империализм) и шесть форм государственного устройства (абсолютная монархия, конституционная монархия, парламентская республика, Советская республика, власть КПСС, президентская республика). Ни один народ в мире не располагает таким опытом глобальных социальных технологий, бесценных при выборе стратегии развития человечества.
2. Государство, построенное на принципах Социогуманики, как национальная идея
Национальная идея – это то, что на духовном уровне выделяет одни страны перед другими, наполняя жизнь особым историческим смыслом. Её необходимость возникает в критических ситуациях, позволяя народам обретать мессианские черты. Народ (нация) есть исторически сложившаяся общность людей, сплочённых совместным производством материальных и духовных благ; единством языка, культуры и жизненных интересов. Народ способен существовать в рассеянном виде (евреи, цыгане) и в форме государства. Государство – это: а) народ, б) проживающий на собственной территории, в) обеспечивающий себя средствами существования, г) обладающий механизмом самоуправления. Национальное сознание народов России формировалось столетиями в стремлении к правде, свободе и социальной справедливости. Свидетельством тому – четыре гражданские войны: И. Болотников, С. Разин, Е. Пугачёв, 1918-20 гг.
Прежние столетия хозяином государства всегда был правящий класс – рабовладельцы, феодалы, буржуазия, пролетариат (в лице партийной номенклатуры). При социогуманике хозяином страны становится народ – все и каждый, объединённые идеологическими принципами для гармонизации социальной жизни:
- человек есть часть природы, соблюдающий её законы ради жизни на планете. Удовлетворение потребностей живущего поколения не должно наносить экологического ущерба потомкам;
- человек не существует без общества, а общество – без человека. Обе стороны имеют права и обязанности, где свобода уравновешивается ответственностью. Такая соборность обладает наибольшим темпом творческого роста;
- справедливость есть основа отношений между людьми – относись к другому так, как к самому себе;
- любая честно приобретенная собственность неприкосновенна: общинная, коллективная, семейная, индивидуальная;
- добро и нравственность не отрицают применения силы против агрессии зла;
- патриотизм и интернационализм не исключают, а дополняют друг друга. Народ не будет счастливым, если от этого страдают другие народы;
- цель не должна оправдывать средства, а средства – противоречить цели;
- религия отделена от государственных институтов, но вольна оказывать влияние на общественную жизнь силой своих идей;
- человек не совершенен. Людские пороки особенно опасны в социальном управлении, требуя надёжного контроля над властью.
3. Качество жизни – цель, объединяющая всех
Для управления государством в интересах народа недостаточно глобальных идей, интуиции и опыта руководителей. Желание Отечеству добра не спасает от причинения ему зла. Требуется практически измеряемая цель – политический «компас», указывающий направление социального прогресса или регресса. Экономическое могущество и уровень жизни здесь недостаточны, поскольку не отражают состояние самого человека – насколько ему уютно в окружающем мире. На смену приходит новая цель – качество жизни. Как синоним счастья она показывает хорошо людям или плохо в реальных условиях существования. Для этого используются статистические параметры, выражающие наиболее важные человеческие ценности:
I. Качество жизни:
1) Физическое здоровье
– рождаемость,
– смертность,
– продолжительность активной жизни.
2) Социальное здоровье
– крепость семейных уз (доля сохранённых семей),
– социальный оптимизм молодёжи (свадьбы),
– интеллектуальное совершенствования (доля лиц с высшим образованием),
– профессиональная востребованность (трудовая занятость),
– забота о потомстве (социальные сироты)
– отношение к родителям (доля проживающих в пансионатах при живых детях).
3) Духовное здоровье
– наличие смысла жизни (крайняя степень безысходности – самоубийства),
– доброта человеческих отношений (крайняя бесчеловечность – убийства),
– справедливость распределения собственности (индикатор – грабежи, разбои),
– творческая атмосфера (открытия и изобретения).
– социальная поляризация (отношение доходов богатых/бедных семей).
Фундаментальность перечисленных параметров подтверждают мировые религии, выбравшие их в качестве всеобщих заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не отчаивайся», «плодитесь – размножайтесь» и т.д. В отличие от параметров уровня жизни, меняющихся из века в век, параметры качества жизни остаются неизменными как духовные законы человечества.
Качество жизни является не только целью, но и условием прогресса. При его достаточном уровне руководители могут заявлять иные важные задачи. Но никакие действия государства не должны ухудшать базовых показателей сверх пороговых уровней. Они есть те «красные флажки», за которые в мирное время запрещается заступать.
Качество жизни зависит на треть от материального благополучия, а на две трети – от духовно-эмоциональной атмосферы. Оно как дробь, где в числителе – «что человек имеет», а в знаменателе – «о чём он мечтает». В результате управлять качеством жизни можно не только через числитель, но и через знаменатель, формируя соответствующие потребности. Поэтому достижение высокого качества жизни потребует в три раза меньшую экологическую нагрузку на природу, чем обретение большого богатства.
Зависимость качества жизни от психического состояния делает его уязвимым к манипуляции сознанием. Людей можно сделать счастливыми, ограничив информированность, навязав ложные идолы и приоритеты, вбросив отвлекающие события. Из этого следует: если снижение качества жизни однозначно указывает на ухудшение условий существования, то не всякое его повышение означает реальное улучшение благосостояния. Поэтому «компас» социального прогресса должен включать кроме цели ещё и средства.
К ним относится уровень жизни – совокупность потребляемых народом товаров и услуг.
II. Уровень жизни народа
– доля заработной платы в ВВП,
– объём потребляемых услуг,
– величина розничного товарооборота,
– доля лиц с высшим образованием,
– доля семей, нуждающихся в жилье,
– доля расходов на здравоохранение в ВВП.
Но и этого недостаточно для устойчивого развития. Высокий уровень жизни может обеспечиваться распродажей национальных богатств и хищнической эксплуатацией природных ресурсов. Поэтому политический «компас» должен включать ещё экономический потенциал государства и заботу о благополучии потомков (вложения в будущее).
III. Экономический потенциал государства
– промышленное производство,
– сельскохозяйственное производство,
– инвестиции в основной капитал.
IV. Вложения в будущее
– доля бюджета на образование,
– доля бюджета на культуру,
– доля бюджета на физкультуру и спорт,
– показатели экологического состояния.
Все показатели переводятся в 100-бальные шкалы и объединяются в индексы соответствующих блоков. Они интегрируются в единый Индекс Достойной Жизни Населения (ИДЖН). Слежение за ним обеспечивает жизненную силу седьмой статье Конституции РФ, где «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст.7, п.1).
Внешняя безопасность определяется по параметрам оборонного потенциала.
V. Оборонный потенциал:
– доля ВВП на науку,
– доля ВВП на военно-промышленный комплекс,
– доля ВВП на обучение военных кадров, \
– доля ВВП на боевую подготовку.
4. Система народной демократии
Для управления страной по критерию достойной жизни требуется справедливое государство, выражающего волю большинства при уважении мнения меньшинства. Такая политическая система называется демократией. Исходя из того, кого считали гражданским большинством, различались рабовладельческая демократия, феодальная демократия вольных городов, буржуазная демократия, номенклатурная демократия, колониальная демократия. При любом варианте выражение воли большинства начинается не с выборов, а с возможности каждого выдвигать во власть своих представителей.
В современной России господствует буржуазная демократия, удовлетворяющая потребности господствующего класса капитала. Её неспособность выражать интересы народа проявляется следующими чертами:
1) при выборах в парламент:
- большинство населения отстранено от выдвижении кандидатов из-за высокой трудоёмкости выборной процедуры;
- не ведётся поиск талантливых профессионалов, порождая кадровый дефицит;
- невозможно отозвать непригодных депутатов.
2) при выборах президента:
− наверху может оказаться не самый достойный;
- навязывается культ личности и отсутствие альтернативы;
- глава государства ни перед кем не ответственен.
3) в исполнительной власти:
− низкий уровень профессионализма;
− коррупция встроена в рабочую систему;
− затруднён социальный лифт молодёжи.
Для оптимизации государственного управления создаётся представительная пирамида Советов, формируемая снизу-вверх методом «делегирования»:
- сами жители выдвигают и избирают на пятилетний срок по одному кандидату от примерно 200 человек, проживающих на общей территории не менее пяти лет. Это – первый уровень Народных представителей;
- на второй уровень выдвигаются по одному делегату от двадцати Народных представителей первого уровня;
- третий уровень формируют представители второго уровня, выделяя из своего состава по одному кандидату от десяти человек;
- четвёртый уровень – Высший народный совет (ВНС), образуют представители третьего уровня, делегируя от себя 300 наиболее достойны. К ним добавляются 100 членов, отобранных по квотам от общественных объединений. ВНС есть главный государственный орган, определяющий внутреннюю и внешнюю политику.
На муниципальном уровне работают оставшиеся Народные представители (около 600 тысяч), отвечая за благополучие подконтрольной территории. К ним обращаются граждане со своими проблемами.
Члены Высшего народного совета треть времени проводят в регионах, а две трети посвящают сессионным заседаниям. Для работы между сессиями назначается технический орган – Президиум ВНС, выбирающий председателя Президиума. Он представляет страну как Глава государства. Гражданские права Народных представителей, включая членов ВНС, тождественны правам остальных жителей страны. Привилегии и политическая неприкосновенность не допускаются.
Реализацией принятых законов занимается пирамида исполнительной власти, назначаемая сверху вниз. Для этого Высший народный совет утверждает Председателя Правительства, который формирует его состав из профессионалов и представляет на утверждение ВНС. Советы каждого уровня создают свои Исполнительные комитеты. Сначала назначается председатель Исполкома, который формирует штат из профессиональных сотрудников, утверждаемых Советом. Исполком подчиняется по вертикали вышестоящему Исполкому, а по горизонтали контролируется Советом своего уровня. Численность всех членов Исполкомов составляет около 1,5 млн. человек.
Для справедливого судопроизводства формируется структура Народного суда, аналогично избранию Народных представителей снизу-вверх методом делегирования. Судьи выбирают своих председателей. Состав Верховного суда и Конституционного суда утверждает ВНС из кандидатов, представляемых Всероссийским съездом судей.
Политическим партиям отводится важная роль общественных площадок по выработке программ социально-экономического развития и подготовке политических кадров для выдвижения в управление.
Такая государственная система соответствует «народной демократии» – власти большинства населения при уважении мнения меньшинства. В отличие от гражданского общества, где хозяином выступает господствующий класс, хотя и ограниченный рамками договора, здесь хозяином является народ. Вместо разделения властей действует разделение функций единой суверенной народной власти, выражая требование Основ конституционного строя (ст. 3, п.1 Конституции РФ). Гарантируется невозможность культа личности и установления диктатуры. В экстренных ситуациях народная демократия способна быстро перестраиваться, сочетая гибкое реагирование с защитой базовых принципов.
5. Контроль общества над властью
В человеческой истории никогда народ не имел текущего контроля над верховной властью. Для этого предлагается управление государством через обратную связь по конечному результату, где результатом служит динамика благополучия населения. Вводятся три механизма оперативного контроля. Во-первых, отозвать недостойного представителя с любого поста может делегировавший его уровень представительства. Во-вторых, каждый год в фиксированный день все представители отчитываются по территориям на собраниях своих избирателей. Аналогичным образом отчитываются судьи. Если отчёт не состоялся или результаты признаны неудовлетворительными, мандат не справившегося с работой отзывается и передаётся занявшему на прошедших выборах второе место.
В-третьих, по Конституции РФ (ст.103, п.1в) правительство ежегодно отчитывается перед Государственной Думой о результатах своей работы. Однако из-за отсутствия стандарта отчёта доклад сводится к обсуждению второстепенных деталей. Тогда как должна оцениваться динамика показателей ИДЖН за прошедший год. Дополнительно заслушивается оппонент от Центра мониторинга благополучия населения, создаваемого при Общественных палатах федерального и регионального уровней. Центр состоит из научных экспертов, выбираемых ежегодно из ведущих российских учёных. За две недели до правительственного доклада отчётные материалы издаются в виде «Книги жизни», представляемой в СМИ для изучения народом.
Выход за «красные флажки» по вине правительства, подтверждённый научными экспертами, сопровождается отставкой Председателя Правительства и ответственных министров. По аналогичной схеме отчитываются в регионах губернаторы с заслушиванием научных экспертов местных Центров мониторинга. Главное назначение такого контроля – не наказание за ошибки, а профилактика их возникновения и прогрессирования.
Контроль над уровнями власти по единому набору параметров сплачивает руководителей страны в единую команду. В дополнение к административной вертикали власти формируется функциональная вертикаль, задачей которой служит достижение заявленных уровней ИДЖН. Введение ответственности политиков за результаты своей работы обеспечивает прорыв к политическому управлению нового типа, основанному на законах биосоциальной эргономики. Действия государства должны быть эргономичными, то есть соответствовать ценностям, потребностям и возможностям народа в конкретных экологических условиях. Станет действовать механизм обратной политической связи, когда пребывание у государственного руля зависит от результативности управления. Общество становится распорядителем собственной жизни, поскольку будут осуществляться лишь те действия, что соответствуют национальным интереса.
6. Экономика здравого смысла
Экономика РСФСР времён «застоя» имела ежегодный прирост по 4%. При таком темпе страна достигла бы к 2030 г. 480%. Объём российского ВВП к 2021 г. составил 80% от уровня 1990 г. Чтобы к 2030 г. перегнать виртуальную РСФСР, требуется развиваться с ежегодным темпом по 17%. Это есть цель опережающего развития. Движение к ней потянет за собой все сферы хозяйственной жизни. Капитализм даёт не более 4-5%, а в нынешнем состоянии – 2-3%. Социализму по силам 6-8%. Сталинские пятилетки обеспечивали до 13-15% с использованием мобилизационных усилий. Реально ли ожидать большего при отсутствии достаточных инвестиций и неприемлемости политических репрессий?
Реально, если освободить производительные силы от идеологических догм, раскрепостив творческий потенциал народа. Люди различаются по потребностям и возможностям. Одни предпочитают совместный труд на общих предприятиях, другие – в одиночку на базе собственных средств производства. Сама экономика состоит из разных по длительности и трудоёмкости циклов. В одних случаях результат проявляется через многие годы, нуждаясь в «длинных» инвестициях, устойчивой номенклатуре и централизованном планировании. Для других ситуаций оптимальны противоположные условия. Поэтому в отличие от капитализма, где священны частная собственность и рынок, и коммунизма, где священны общенародная собственность и план, в социогуманике уважаются любая собственность и любое регулирование, если они служат здравому хозяйственному смыслу и достижению экологического благополучия. Здравым считается то, что способствует прогрессу жизни и развитию производительных сил. Здесь любая собственность неприкосновенна.
Владельцем государственной (общенародной) собственности, принадлежащей всем от рождения или созданной общими усилиями, является народ. Она включает воздух, землю, природные ресурсы, системы энергообеспечения и связи, общественный транспорт, предприятия ключевых отраслей, оборонно-космическую промышленность и военный потенциал, материально-техническую базу образования, науки, здравоохранения, культуры и др. Её использование обеспечивает производство 65-70% ВВП. Сельскохозяйственная земля передается в долгосрочную аренду с неограниченным продлением для целевого применения. Земля садовых и дачных участков до 12 соток находится в пожизненном пользовании с правом наследования.
Коллективной собственностью обладают народные предприятия (кооперативы, артели и др.). В них прибыль принадлежит самим работникам, являющимися совладельцами производственных фондов, доля которых не может отчуждаться. Все обладают равными правами формирования органов самоуправления, выбора или найма руководителя, определения уровня заработной платы и отчислений в фонд развития. Строй «цивилизованных кооператоров» воспитывает уважение к творческому труду и взаимопомощи, способствует достижению социального согласия, противостоит экономической преступности.
В то же время значение народных предприятий нельзя преувеличивать. Там, где результаты деятельности определяются в конце многолетнего труда (фундаментальная наука, подготовка кадров и др.) или их трудно перевести в количественные показатели (образование, здравоохранение и др.), работнику выгоднее получать твердую заработную плату. Там, где создание сложных производственных систем (ракетно-космическая отрасль, электроэнергетика и др.) требует централизованного руководства, нерационально опираться на самоуправляемые хозяйства.
Индивидуальный (частный) сектор представлен персональной, групповой и семейной собственностью. Здесь происходит разделение на хозяев, владеющих средствами производства, и наемных работников. Высокая эффективность частной собственности доказана в сфере услуг, оптово-розничной торговле, в ряде отраслей легкой промышленности и сельского хозяйства. Что касается крупного капитала, в России он оказался неэффективным собственником. За тридцать лет господства не только не обеспечен экономический рывок, но даже не превзойдены дореформенные уровни базовых отраслей экономики. Производительность труда упала в несколько раз. При таких результатах передел собственности необходим и должен рассматриваться не с классовых, а с экономических позиций. Это есть нормальная рыночная процедура, через которую в конкурентной среде совершенствуется механизм хозяйственного управления.
Согласно Конституции РФ (ст.8, п.2), все формы собственности находятся под правовой защитой: «…признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Продажа любой из них осуществляется владельцем непосредственно или по доверенности. Правительство не является владельцем, оно лишь «осуществляет управление федеральной собственностью» (ст. 114, п.1г). Для продажи общенародной собственности (федеральной и муниципальной) требуется генеральная доверенность народа, которой может быть только референдум при одобрении подавляющего большинства. Из-за отсутствия такового вся проведенная в стране приватизация является антиконституционной. Чтобы исправить ошибку, не имеющую срока давности, требуется реституция – возвращение насильственно отторгнутой собственности законному владельцу. Механизм реституции хорошо отработан и широко используется в аукционной практике.
Управляя народным достоянием, правительство не только издает законы и следит за их исполнением, но само занимается хозяйственной и финансовой деятельностью. Для этого создаются специализированные ведомства и отраслевые министерства: жилищного строительства, коммунального хозяйства, дорожного строительства, тяжёлого и транспортного машиностроения, станкостроения, ЖКХ, гидроэнергетики, нефте- и газодобычи, ВПК и т.д. В результате государство полноправно выходит на рынок, становясь его активным субъектом.
За счёт использования государственной собственности и налоговых поступлений из других секторов экономики формируются общественные фонды. Они объединяются в Социальный пай, обслуживающий интересы страны в целом: развитие научно-технического прогресса; функционирование систем национальной безопасности; осуществление пенсионного обеспечения; развитие культуры, образования, здравоохранения, спорта; формирование стратегических резервов и др. Размер Социального пая и характер его распределения должны быть «прозрачными» для народного контроля.
Принадлежащие государству бюджетные средства аккумулируются в банковской сети Государственного банка. Он финансирует социально-экономическое развитие страны, осуществляет расчёты с населением, выдаёт беспроцентные ссуды, гарантирует сохранность сбережений и т.д. Через него выполняются все крупные международные финансовые операции. Работу частных банков, оперирующих частными вкладами, координирует Центральный коммерческий банк. Эмиссионные задачи, обеспечиваемые национальным золотым запасом, реализуются Государственным банком. Взаимодействие бюджетного и частного денежных потоков осуществляется с помощью «золотого червонца» – «твёрдой» внутренней валюты.
Возникает экономика «здравого смысла» − не «левая», не «правая» и не «центристская», а трёхсекторная, где пропорции секторов подвижны и определяются не политическими установками, а хозяйственными потребностями. Регуляторами служат план, договора и рынок. Этим обеспечивается конкуренция самих форм собственности, когда справедливое соревнование выявляет лучшую для соответствующих ниш.
Освобожденные от идеологических пут производительные силы выходят на творческий простор. Наряду с инвестиционными механизмами появляются неинвестиционные факторы творческого труда. Возникает эффект «экономического чуда», способного восстанавливать разрушенное хозяйство с темпом ежегодного роста до 20-30%. Первое «экономическое чудо» XX века существовало в СССР с 1921 г. по 1927 г. в виде новой экономической политики (НЭП). Тогда крупная промышленность на 96% принадлежала государству, мелкая – на 90% частному капиталу, в розничном товарообороте доли были равными. Производство сельскохозяйственной продукции обеспечивалось на 99% крестьянскими хозяйствами, объединявшимися в товарищества по совместной обработке земли. Ежегодная динамика ВВП составляла в среднем 44%, в
Опыт советского планово-рыночного хозяйства использовался в США при выходе из депрессии начала 30-х годов, при восстановлении послевоенной Германии, в возрождающейся Японии. В наше время идеи НЭПа успешно развиваются в наиболее динамичных экономиках мира: Китая, Тайваня, Индии, Вьетнама и др.
7. Главенство социальной политики
Справедливость распределения доходов. Социальная политика социогуманики направлена на удовлетворение интересов народа не по остаточному принципу, а как главная обязанность власти. В России имеются огромные богатства для создания каждому человеку возможности реализации обязанностей перед семьёй, родом, обществом, государством. Что бы ни случилось в жизни, никто не должен оказаться в унижающей бедности. С этой целью из Социального пая бесплатно удовлетворяются базовые потребности: подушевые нормативы жилой площади, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение, дошкольное воспитание, среднее и высшее государственное образование, детский летний отдых, общественный транспорт, юридические услуги. Это – не патерналистские льготы, а долг государства по обеспечению справедливого социального равенства.
Здравоохранение. Восстанавливается советская система бюджетного здравоохранения. ФОМС и страховые компании ликвидируются. Финансирование осуществляется из федерального бюджета в объёме 7% ВВП через финансовый отдел Минздрава по единому для регионов тарифу. Заработная плата врачей составляет 200% медианного оклада по стране, среднего и младшего персонала, соответственно – 70% и 50% от врачебной ставки. Разрешается частная врачебная практика. При министерстве создаётся экспертный совет, формируемый научным и врачебным сообществом. Разработка нормативных документов осуществляется с участием экспертного совета, обладающего правом вето.
Образование и воспитание
Педагогическая деятельность включает образование и воспитание, формируя в учениках набор качеств, необходимых для реализации потенциала творческой и высоко нравственной личности.
Болонская двухэтапная модель замещается на единую систему подготовки профессиональных кадров. Гарантируется бесплатное среднее и высшее образование, в том числе обеспечение школьников учебниками, формой и питанием; студентов – стипендией не ниже прожиточного Заработная плата учителей составляет 200% медианного оклада по стране. Выпускникам вузов предоставляется помощь в трудоустройстве по специальности. При министерстве создаётся экспертный совет, формируемый педагогическим научным и преподавательским сообществом. Разработка нормативных документов выполняется с участием экспертного совета, обладающего правом вето.
Важной частью образования и воспитания является семья. Тесно взаимодействуя, старшее поколение и родители передают накопленные знания и мудрость молодым. В свою очередь молодые делятся со старшими современными знаниями.
Наука. Финансирование фундаментальной и прикладной науки осуществляется в объеме, требуемом для прорывного развития. Академия наук является независимым от политической власти учреждением. Осуществляется реституция отторгнутой собственности. Проводится демократизация внутреннего административного управления. Создаются условия повышения престижа отечественных научных журналов.
Культура. Государство создаёт условия для приобщения людей к высоким духовным ценностям ради жизни на планете. Запрещается пропаганда деградации, жестокости, стяжательства, насилия, порока. При министерстве культуры формируется экспертный совет, формируемый деятелями культуры по соответствующим направлениям. Разработка нормативных документов выполняется с участием экспертного совета, обладающего правом вето. Распределение бюджетных средств по художественным направлениям осуществляется экспертным советом с учётом мнения министерства. Гарантируется свобода творческой деятельности.
Пенсии. Пенсия – это заработная плата от трудящегося народа тем, кто уже отдал свой труд Родине. Возраст выхода на пенсию согласуется с научными и социальными основаниями. Величина пенсий составляет 80% от среднего оклада за последние десять лет; осуществляется её ежегодная индексация на величину инфляции. Работающим пенсионерам выплачиваются в полном объёме пенсия и заработная плата.
8. Международное значение
Для всемирной победы справедливого общественного устройства необходимо сотрудничество прогрессивного человечества. Идеология биосоциальной эргономики не принуждает разные страны к одинаковой социально-экономической модели, а находит оптимальные возможности для каждой. Критерий оптимальности универсален – обеспечение условий достойной жизни населения.
Одновременно каждому предоставляется возможность роста индивидуального благосостояния за счёт количества и качества собственного труда. Этим гарантируется справедливость социальной дифференциации, стимулирующей дух творческого соревнования. Заработная плата работников бюджетной сферы должна быть конкурентоспособной с негосударственными учреждениями. Избыточная разница доходов гармонизируется прогрессивной налоговой шкалой (от 0 до 60%) на личные доходы и имущество семей. Реализуется двадцатая статья Конвенции ООН о противодействии коррупции, требующая доказательств законности владения крупной собственностью.
Семья. Семья – это опорный субъект общества, рождающий, воспитывающий и формирующий личность человека и гражданина. Воспитание детей до 18 лет приравнивается к оплачиваемому государством профессиональному труду. Дополнительно выделяются пособия на каждого ребёнка не ниже прожиточного минимума. При выборах в органы власти главам семей предоставляется право распоряжаться голосами несовершеннолетних детей.
Физкультура и спорт. Спортивные успехи рассматриваются в ранге показателей национальной безопасности. Спорт выводится из сферы коммерции и обеспечивается необходимым государственным финансированием. Возрождается массовое детское и юношеское физкультурное движение. Стадионы, бассейны, игровые площадки, другие спортивные учреждения функционируют бесплатно.
Телевидение. Создаются три ведущих телеканала: правительственный, общественный, частный, – с самоуправлением и запретом рекламы. Их финансирование осуществляется на равных началах из совместного фонда. Остальные каналы финансируются из любых законных источников. Для эстетического консультирования создаётся Эстетический национальный совет, обладающий рекомендательными функциями.
Религия. Религия отделена от государства, оказывая влияние на социальную жизнь силой своих идей. Обеспечивается свобода конкуренции с атеистическим мировоззрением. Финансирование религиозных учреждений осуществляется наравне с другими общественными организациями за счёт некоммерческой деятельности, индивидуальных и коллективных пожертвований.
Контроль над деятельностью политической власти позволит избежать жестокости социальных революций – локомотивов исторического прогресса. Они не отменяются, а становятся «бархатными» за счёт встроенной в управление обратной связи. Нарастание общественного недовольства, проявляясь ухудшением уровня и качества жизни, заставит государственных руководителей осуществлять эволюционными средствами революционные преобразования. И так – всякий раз по мере созревания предпосылок к качественным общественным трансформациям.
Гармонизация социальных, межнациональных и межгосударственных отношений способствует устранению причин терроризма, войн и экологической деградации планеты. На этом пути Россия становится духовным лидером, определяя вектор исторического прогресса.
СПРАВКА
Разработчиком социогуманизма является с 1997 г. «Ассоциация независимых учёных Россия XX-XXI». В её работе принимали участие более 150 представителей научного мира, в том числе:
- от РОССИИ: Гундаров И.А. (координатор, д.м.н., проф., академик РАЕН), Львов Д.С. (д.э.н., проф., академик РАН), Голубев В.С. (д.г-м.н., проф.), Гурова Р.Г. (д.ф.н., к.п.н., проф.), Тюриков А.Г. (д.с.н., проф.), Венедиктов Д.Д. (д.м.н., проф., чл.-корр. РАМН), Волконский В.А. (д.э.н., проф.), Чернавский Д.С. (д.э.н., проф.), Попов В.Д. (д.ф.н., проф.), Даниленко И.С. (д.ф.н., проф.), Югай Г.А. (д.ф.н., проф., академик РАЕН), Кутейникова З.А. (к.т.н.), Эрекаев В.Д. (к.ф.н.), Минин Б.А. (д.т.н.), Ерасов Б.С. (д.ф.н., проф.), Крутько В.А. (д.б.н., к.т.н.), Лищук В.А. (д.б.н., проф.), Рудников В.А. (к.э.н.), Пригарин А.А. (к.э.н.), Хорев Б.С. (д.г.н.) и др.;
- от УКРАИНЫ: Лазарев Ф.В. (д.ф.н., проф.), Баханцов М.Д. (к.ф.н.) и др.;
- от БЕЛАРУСИ: Гоникман Э.И. (д.ф.н., профессор), Ростовцев В.Н. (д.м.н.);
- от АВСТРИИ – Аугустат В. (президент Европейской Федерации Международной Ассоциации «Мир через культуру»); Штангль Э.-М.;
- от ФРГ – Лир Г., Бернхардт Ш.;
- от ИТАЛИИ – Шварц-Рудиферия У.
Промежуточные варианты обсуждались и были одобрены на Российской конференции «Концепция возрождения России» (Горки ленинские, Москва, 1998 г.), Международном конгрессе «Этика и гуманизм» (Крым, 2005 г.), Международной рабочей встрече « Стратегия развития Украины» (Пуще Водица, 2006 г.), Международном конгрессе «Здоровый мир – здоровый человек» (Крым, 2013 г.) и др. Материалы широко обсуждались в научной печати и СМИ, на радио и Интернете, на Всероссийских форумах, получив признание и поддержку.
В 2017 г. на учредительном съезде народно-патриотической партии России «Власть народу» идеология социогуманизма была принята в качестве её партийной программы.
В 2021 г. идеи социогуманизма получили развитие в теории «Социогуманики» – нового научного направления, ориентированного на изучение триединства «Природа-Общество-Человек». Разработка начата на базе объединения «Ассоциации независимых учёных» с Русским Космическим Обществом, стоящим на позициях научно-философской школы Русского космизма и Международной научной школы устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова.