Творцы чудес

В наше время цифровых технологий, когда с помощью компьютеров можно создать для киноэкрана любое чудо, хочется вспомнить, как же создавались подобные кадры в относительно недавнем прошлом. В сказочных, фантастических, а часто и в самых обычных фильмах, эти невероятные кадры подготавливали и снимали художники и операторы по спецэффектам. Я сам до того, как стать кинорежиссёром, работал на киностудии «Азербайджанфильм» художником по комбинированным съёмкам более чем в десятке фильмов. Чего только не приходилось делать для удешевления киносъёмок и создания эффектных зрелищ! В этой работе пригодились не только мои навыки в живописи, но и умение делать макеты, поскольку обучаясь на архитектора, я научился создавать макеты домов и целых городских районов.

Совершенно неожиданно пригодились и мои навыки в области ваяния. В первой половине семидесятых годов прошлого века, работая в Баку, я создал, к примеру, скульптурный потрет Рихарда Зорге. Он был установлен во дворе одной из школ столицы Азербайджана, пионерская дружина которой носила имя нашего разведчика (Рихард Зорге родился в Сабунчах, пригороде Баку). Незадолго до начала моей работы художником по комбинированным съёмкам я изваял и бюст Неизвестного Солдата, который был установлен во дворе Азербайджанского Института Физкультуры. Эти мои работы были переведены методом гальванопластики в бронзу и, возможно, до сих пор украшают столицу Азербайджана.

Для фильма-сказки «Здесь тебя не встретит рай» («Азербайджанфильм» 1982 г.) я изваял метровую голову чудовища, пасть которого (по сценарию) являлась воротами. Во время киносъёмки производилось перспективное совмещение моей скульптуры с всадниками, якобы въезжающими в пасть изваянной мной головы. Этот кадр можно увидеть в самом начале фильма, на фоне его идёт часть вступительных титров.

А началось всё с того, что в апреле 1976 года выставку моих картин, посвящённых пятнадцатилетию полёта Гагарина, увидел один старейших кинорежиссёров Советского Союза Али-Саттар Атакишиев. Сам в прошлом художник, учившийся в своё время во ВХУТЕИНе (Всесоюзном художественно-техническом институте), он, прежде всего, был поражён тем, с какой тщательностью я прорабатывал каждый камешек, каждую трещинку в своих пейзажах далёких планет. Я в то время был убеждён, что лишь такая проработка делает фантастическиё пейзажи убедительными, при всей их невероятности.

С 1936 года Али-Саттар Атакишиев, окончив ВГИК, работал кинооператором в Москве. В частности, именно он снимал в 1937 году первый в СССР цветной фильм о параде физкультурников в Москве. Али-Саттар Алескер-оглы - был Профессионалом с большой буквы. В его лице кинематограф обрёл не только талантливого художника, но и не менее талантливого оператора и режиссёра. И в каждой из этих ипостасей, он оставил яркий след. Атакишиев работал в самых разных жанрах. Фильм «Аршин мал алан» стал его творческой победой, и он сумел утвердиться в качестве оператора высочайшего класса. «Аршин мал алан» обошёл киноэкраны всего мира, первым из азербайджанских кинофильмов преодолев границы Советского Союза. За работу над этим фильмом Али-Саттар Атакишиев был удостоен Сталинской премии и ордена «Знак Почёта».

01. Али-Саттар Атакишиев

Под руководством Атакишиева я прошёл великолепную школу художника по комбинированным съёмкам. К примеру, в фильме «Гариб в стране джинов» насчитывалось более 70 (семидесяти!) сцен с самыми разными спецэффектами. Больше всего было кадров, в которых действовал один актёр, игравший двух братьев-близнецов. Для съёмки таких кадров использовалось каширование кадра. То есть перед кинокамерой устанавливался кашеткодержатель с полосой чёрной бумаги, который не позволял экспонировать часть кадра. При съёмке первой экспозиции часть кадра не засвечивалась, затем киноплёнка отматывалась назад, каше менялось на контркаше, и экспонировалась вторая часть кадра, в которую, к примеру, перемещался актёр Б. Ханызаде, игравший в фильме «Гариб в стране джинов» братьев-близнецов. Вся сложность заключалась в том, что если бы каше и контркаше были установлены неправильно, то происходило бы наложение одной экспозиции на другую, и в этом месте плёнка была бы пересвечена.

02. Кадр из фильма «Гариб в стране джинов».

Комбинированные съёмки очень удешевляли производство фильмов. К примеру, когда к концу съёмок фильма стало ясно, что запланированный выезд на съёмку сцены у водопада приведёт к перерасходу выделенных на фильм средств, решено было снимать эту сцену в центре Баку, возле декоративного фонтана на улице Лермонтова. Для этого эпизода была вновь применена съёмка в две экспозиции. Во время съёмок первой экспозиции кинокамера была удалена от декоративного фонтана, на фоне которого снимались главные герои фильма. Этот общий план снимался через небольшое отверстие в каше, сквозь которое были сняты крохотные фигуры весьма удалённых персонажей, на фоне фонтана. Затем перед камерой на стекле кашеткодержателя крепилось крохотное контркаше, перекрывавшее уже экспонированную часть кадра, и камера ставилась совсем рядом с фонтаном, так что каскады воды заполняли весь кадр. После этого снималась вторая экспозиция. В результате, на плёнке были запечатлены крохотные фигурки героев на фоне огромного водопада. При этом эпизод снимался рапидом, то есть ускоренной съёмкой, отчего каскады воды на экране ниспадали величественно, поскольку были замедлены в несколько раз.

Хочу отметить, что Али-Саттар Атакишиев в своём фильме «Волшебный халат» первым в Советском Союзе снял путешествие на Луну не только взрослых, но и детей. До него лишь в фильме «Космический рейс», снятом в 1935 году советские люди (слово космонавт тогда ещё не было в ходу, его «изобрёл» в 1950 году писатель Сапарин) летали на наш естественный спутник.

03. Кадр из фильма «Волшебный халат», реж. А. Атакишиев.

После окончания работы над фильмом «Гариб в стране джинов» я был принят в штат киностудии на постоянную работу. Увы, техническая оснащённость киностудии «Азербайджанфильм» уступала оснащённости московских киностудий, поэтому я не раз ездил в Москву, на различные киностудии, чтобы иметь возможность качественно выполнить свою работу. Во время одной из таких командировок я познакомился с кинооператором, сценаристом и режиссёром киностудии «Мосфильм» Борисом Тихоновичем Травкиным. В качестве оператора по комбинированным съёмкам он работал в таких фильмах, как «Илья Муромец», «Вий», «Солярис», «Молчание доктора Ивенса», «Выбор цели» (второй оператор), «Звёздный инспектор» (сценарист, оператор комбинированных съёмок) и ещё в десятках фильмов. Причём весомую часть во многих из этих фильмов составляли комбинированные съёмки, выполненные Борисом Травкиным в придуманной им технике Фокаж.

Эта техника позволяла снимать взаимодействие смесей разных веществ методом макросъёмки. Именно так был снят ядерный взрыв для фильма «Выбор цели», повествующего о работе наших учёных над созданием атомной бомбы. Этим же методом был снят и океан Соляриса, для фильма Андрея Тарковского, старт инопланетного звездолёта для незаслуженно забытого ныне фильма «Молчание доктора Ивенса», удивительные эпизоды для фантастического фильма «Звёздный инспектор» и множества других фильмов. О том, как ему удалось снять ядерный взрыв в картине «Выбор цели» Борис Тихонович рассказывал так: «Образование огненного шара получилось при съёмке капли подкрашенного в оранжевый цвет одеколона в тонком слое водного раствора анилиновой краски. Капля, быстро растворившись в воде, образовала «огненный шар». По сходному принципу были сняты и остальные фазы «ядерного взрыва»…

Самир Джабер «Секреты кинофантастики», журнал «Техника — молодёжи» 1984 № 5

04. Борис Тихонович Травкин.

05. Б. Травкин. Антарктическая станция по выращиванию инопланетных растений.

Борис Тихонович был не только кинооператором, сценаристом и режиссёром, но и великолепным художником, о чём свидетельствует его картины, присланные на конкурс фантастической живописи «Мир 2 000 года», проводившийся в 70-е годы прошлого века журналом «Техника - Молодёжи».

«Выдуманное должно быть правдивым, фантазия не может быть безудержной». Так считал другой замечательный специалист по комбинированным съёмкам, художник Юрий Павлович Швец. Мне так и не пришлось встретиться с ним, однако о нём много рассказывал Али-Саттар Атакишиев. В сороковых годах он работал с этим замечательным художником и многому научился у него. Во время работы над фильмом «Гариб в стране джинов» Атакишиев поделился этими знаниями и со мной, поэтому можно сказать, что я «внучатый ученик» Швеца, который ещё в тридцатых годах, во время работы над фильмом «Космический рейс» общался с Циолковским.

06.Швец, Циолковский и режиссёр Журавлёв во время подготовки к съёмкам фильма «Космический рейс».

07. Кадр из фильма «Космический рейс».

08. Кадр из фильма «Космический рейс».

09. Юрий Павлович Швец.

Впервые Атакишиев и Швец работали вместе как художники ещё в 1943 году в фильме «Одна семья». Фильм состоял из трёх киноновелл, причём одним из режиссёров был ни много ни мало сам Григорий Александров, прогремевший на всю Страну Советов ещё до войны фильмами «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и «Светлый путь». В годы ВОВ он был художественным руководителем Бакинской киностудии (позднее – студия «Азербайджанфильм»).

Естественно, в одной из главных ролей фильма «Одна семья», как всегда, снялась его жена Любовь Орлова, популярнейшая в те годы кинозвезда. По не совсем понятным причинам фильм этот так и не был выпущен в широкий прокат, хотя в нём снимались такие известные в то время актёры, как Олег Жаков, М. Жариков и другие. Да и музыку к этому фильму написал совсем ещё молодой, но подающий большие надежды композитор Кара Караев.

10. Любовь Орлова и Григорий Александров.

Кстати Али-Саттар Атакишиев был в фильме «Одна семья» не только художником, но и одним из кинооператоров. А вторым кинооператором был знаменитый уже в те годы Тимофей Лебешев, снявший ещё в 1939 году очень популярный в то время фильм «Девушка с характером». А снятые им позднее фильмы «Кубанские казаки», (1950 г.), «Девчата» (1962 г.), «Щит и меч» (1968 г.) и многие другие стали классикой отечественного кинематографа. Кстати, по стопам отца пошел и его сын Павел Лебешев, снимавший многие фильмы Никиты Михалкова и других известных кинорежиссёров.

Вновь Юрий Швец и Али-Саттар Атакишиев встретились на съёмках фильма «Аршин мал алан», прогремевшего в те годы на весь мир. Премьера этого фильма состоялась первого октября 1945 года. Картина с огромным успехом обошла 136 стран. Фильм, к примеру, настолько понравился Мао Цзэдуну, что он даже приказал снять в Китае свою версию, которая бы называлась «Любовь под одеялом» (китайцы «одеялом» назвали чадру).

11. Рашид Бейбутов и Лейла Джаванширова в фильме «Аршин мал алан».

Привожу фрагмент интервью с дочерью Бейбутова Рашидой Бейбутовой:

- Как подбирали артистов для главных ролей?

Р. Б.: Отбор был достаточно жёстким: все знали о "рекомендациях" вождя переплюнуть "голливудских капиталистов". Начали искать артистов на роли главных героев - Аскера и Гюльчохры. В это время в Баку с джаз-оркестром Айвазяна приезжает на гастроли Рашид Бейбутов. На концерте оказываются Узеир Гаджибеков и режиссеры Петр Лещенко и Рза Тахмасиб (кстати, фамилия Тахмасиб не раз встречается в произведениях братьев Стругацких). Они, услышав арию Аскера в исполнении папы, понимают, что именно такой артист им и нужен. Тем более, как признается композитор, сюжет взят из жизни отца Рашида Бейбутова, известного певца Меджид-бека. Сын одного из богатейших купцов Востока, он в поисках невесты устроился коробейником, то есть аршин малчы. Ходил по дворам и, предлагая товар, мог увидеть потенциальную невесту в лицо, что до свадьбы по тогдашним законам запрещалось.

Отснятый фильм отправили в Москву - его должен был посмотреть Сталин, без разрешения которого тогда ни один фильм не появлялся в прокате. До этого его показали худсовету, который картину "зарубил". Сидевший на обсуждении Сергей Эйзенштейн был не согласен с оценками "знатоков" кино. Несогласный с мнением худсовета, он потребовал, чтобы об этом сообщили Сталину, сказав, что "фильм завоюет весь мир". Однако дело замяли, пока накануне празднования годовщины Октябрьской революции о фильме не вспомнил сам Сталин. Ленту привезли на ближнюю дачу Жданов и председатель Госкино Большаков. "Хозяин" посмотрел "Аршин мал алан" кряду три раза, был очень весел и сказал: "Очень хороший, нужный народу фильм, и герои замечательные".

В СССР только за полтора месяца проката фильм посмотрели 16 миллионов зрителей. Бюджет фильма составлял по тогдашним ценам 5 807 000 рублей. Через два года после выхода на экраны было заработано 5 миллиардов рублей, а ведь были и огромные валютные поступления, которые не оглашались, составляя государственную тайну.

По ценам того времени 5 миллиардов рублей прибыли от фильма «Аршин мал алан» было достаточно для того, чтобы приобрести за границей техническое оборудование для запуска крупного металлургического завода. Кроме этих пяти миллиардов, фильм давал в течение многих лет огромные валютные поступления от проката за рубежом. «Аршин мал алан» стал одним из самых прибыльных экспортных предложений за всю историю СССР и способствовал расцвету советского кинематографа в послевоенные годы. Пять миллиардов рублей прибыли позволили запустить десятки фильмов на киностудиях СССР. Успех картины за рубежом обеспечил ошеломляющий прием других советских фильмов. Фильм сделал советскому кинематографу неоценимый подарок - славу поставщика оптимистических фильмов.

В 2013 году к столетнему юбилею оперетты группа компаний Ata Holding совместно с агентством Peachline провели реставрацию и окрашивание фильма. Окрашивание производились специалистами из Голливуда, однако отреставрирована была лишь азербайджанская версия фильма. Версия фильма на русском языке по-прежнему чёрно-белая.

Кстати, от своих друзей из Баку я узнал, что мой фильм «И эхом отзовётся» который я снял в 1987 году на киностудии «Азербайджанфильм», был продан в некоторые «восточные» страны, озабоченные последствиями катастрофы в Чернобыле. А впервые мой н-ф рассказ «Наследие» (по мотивам которого я снял этот фильм), был опубликован в журнале «Литературный Азербайджан» ещё в 1978 году. В нём я рассказал, в частности, и о пандемии, охватившей всю планету.

Но возвращаюсь к рассказу о советских «чудотворцах» недавнего прошлого.

12.Ю.Швец. Пост управления звездолётами.

Юрий Швец в 1935-м году участвовал в создании знаменитого фильма «Новый Гулливер» режиссёра Александра Птушко. Как и в фильме «Космический рейс» именно он создавал города и машины страны лилипутов. Позднее, уже после окончания Великой Отечественной Войны, он участвовал в съёмках, почти всех наших фантастических фильмов о космосе.

В детстве мне врезались в память незабываемые кадры из фантастического фильма «Небо зовёт» режиссеров Михаила Карюкова и Александра Козыря, снятого в 1959 г., то есть почти за два года до полёта Юрия Гагарина. В этом фильме поражало всё: и огромная орбитальная станция, по которой все ходят в «магнитных ботинках», и космическая оранжерея, и стартовая площадка, с которой стартует на Марс межпланетный корабль «Родина». Особенно врезался в мою память «восход Марса» на астероиде Икар. И все это было создано по эскизам и при непосредственном участии художника Юрия Павловича Швеца.\

13.Афиша к фильму «Небо зовёт».

14. Эскиз Ю. П. Швеца к фильму «Небо зовёт».

15.Кадр из фильма «Небо зовёт».

16.Кадр из фильма «Мечте навстречу».

17.Кадр из фильма «Мечте навстречу».

18.Кадр из фильма «Мечте навстречу».

Ещё более впечатляющие картины не только Земли будущего, но и Марса, и мира далёкой планеты Центурий Юрий Швец создал в фильме «Мечте навстречу». Режиссёром этого фильма также был Михаил Карюков, но на этот раз он работал вместе с Отаром Коберидзе, который также исполнил в этом фильме одну из главных ролей.

19.Кадр из фильма «Мечте навстречу».

Основные, «земные» съёмки этого фильма проводились во Всесоюзном пионерлагере «Артек», а вот сцены, действие которых происходило на Луне, Марсе и на планете Центурий, проводились в павильонах киностудии, преимущественно методами съёмки в несколько экспозиций, о которой я уже рассказал выше.

Увы, все «создатели чудес, о которых я упомянул, или как ещё называли операторов и художников по комбинированным съёмкам, «киномаги», покинули наш бренный мир. Вот что пишет о последних годах жизни Али-Саттара Атакишиева Нариман Абдулрахманлы:

«… И он, почувствовав наступление конца своего экранного творчества, покинул кино. Не только кино — страну. И уход его никого, кроме нескольких человек, не заинтересовал. Теперь Алисаттар Атакишиев остался один на один с самим собой в Москве, в пансионе (точнее — «доме престарелых») киностудии «Мосфильм», где коротал время, перелистывая в памяти минувшие дни с их радостями и печалями. И здесь его — еще при жизни — настигло забвение. В течение более чем десяти лет воспоминания служили ему моральной опорой и утешением, согревали его в холоде забвения, служа ему собеседниками и наперсниками. Лишь немногие знали в этот период о душевных муках, выпавших на долю замечательного мастера кино, подарившего азербайджанской культуре такие экранные творения, как «Аршин мал алан». А ведь были ещё и такие фильмы как «Фатали хан», «Тайна одной крепости», «Волшебный халат»… Юбилеи его сопровождались глухим молчанием, если не считать пары дежурных статей, имя не упоминалось там, где следовало бы; все говорило о том, что имя его вычеркнуто из анналов отечественного кино.

После январской трагедии 1990 года Алисаттар Атакишиев прожил всего четыре месяца — национальная трагедия окончательно повергла его, и без того надломленного и недужного, и в мае того же года на 84-м году жизни он ушел от нас. Холод этой вести из Москвы пробрал стужей в Баку лишь считанное число людей, да и те мало что могли сделать. Что же касается обладателей должностных кресел и полномочий, то они даже не удосужились доставить его прах и предать его по нашему обычаю родной земле, для славы которой он столько сделал».

17 сентября того же 1990-го года ушёл из жизни и Борис Тихонович Травкин. Увы, замечательный кинематографист и художник Юрий Павлович Швец, ещё в 1972 году погиб в автокатастрофе. То есть все эти энтузиасты кинофантастики не видели развала Советского Союза, патриотами которого были.

В рамках этой статьи я не могу рассказать о других наших «рыцарях кинофантастики», создававших свои фильмы за крохотные деньги, значительно уступавшие сметам аналогичных зарубежных блокбастеров. Прежде всего, это кинорежиссеры Будимир Алексеевич Метальников, Павел Владимирович Клушанцев и Ричард Николаевич Викторов, с которым я не раз встречался во время своих командировок в Москву и который даже хотел снять фильм по моему киносценарию. Увы, этому помешала его неожиданная смерть. Впрочем, надеюсь, я ещё напишу и об этих замечательных «небожителях»…