Непокорённый - Нельсон Мандела

#Книга "Мир героев"

Любовь и прощение — как интересно, что они оказались вместе, в одном качестве. Ведь раздельно они и не существуют, на самом деле. Истинная любовь идёт от внутренней силы, она есть сила. Мощность, как сказали бы мы в РКО. А мощь нужна для преодоления вызова испытаний. Им нельзя не прийти, важно, как мы выходим из них. Способность прощать, способность просить прощения и исправиться — есть дары любви. Об этом наша картина.

Урок первый. Чтобы найти любовь, надо сначала найти себя. Быть БВ потому, что ты — это всегда ты, а не группа и не кто-то другой. У тебя свой путь, свой стиль. Он может иногда совпадать и даже направлять общий, но никогда не должен поддаваться ему, предавать себя. Чтобы любить = отдавать, надо сначала иметь, что отдавать. Надо начать строить крепость собственного духа, чтобы из него добывать энергию и волю согреть другие сердца, делиться мощью.

Когда человек хочет быть «как все», на самом деле он лишь пытается заполнить внутреннюю пустоту. Получить, а не отдать. Подобные стремления с детства надо искоренять. Стремление иметь, а не быть. Это очень трудно. Это достигается любовью, которая есть и строгость тоже. Ибо кто не требует от тебя доблести, тому ты просто не нужен.

Именно так, на вершине своей странности, особенности и доблести, знакомятся Даша и Платон. И всё у них было хорошо, как справедливо писала она в своём письме. Но любовь живёт в сердце человека не одна. В нём есть и другие чувства. Не только высокие, но и низкие: зависть, неуверенность, страх и др. Контролировать их, обуздать, побеждать — задача каждого (!) дня. Это вызов, который каждый должен пройти, вызов способности любить по-настоящему. Не для того, чтобы временно утолить жажду чужого внимания.

Платон не проходит испытания. Ведёт себя не как мужчина, а как щенок. Подозревает избранницу в низменных мотивах, не поняв и не узнав как следует. Предает её доверие. Тут смысл даже не в том, ради чего. А в том, что доверие. Она ему верила, получается. А он — нет. Для любви, для Даши это тяжёлый удар. Его воля создавать и делиться уступила животному желанию «иметь своё». Жалкое зрелище.

Даша приняла удар и смогла подняться, «исцелиться», как она выражается. В ней была настоящая сила любви. Она его простила. Простить — не значит одобрить, не значит забыть. Только не держать зла, не причинять зла в ответ, не унижаться до уровня обидчика. Платон приходит просить прощения — что же, возможно, для него не всё потеряно. БВ дарует ему прощение без колебаний. Здесь уместно будет вспомнить картину «Мой танец» — прощение предателям ничего не стоит. Да, поступок Платона есть ограниченное предательство. Скорее — неоправданные надежды. Но и для него прощение — лишь отказ от вражды.

Сможет ли он вернуть любовь? Хороший вопрос. Только через искупление и подвиг. Не для БВ, для себя. Чтобы понять и доказать ей, что понял. Финал картины открытый. Этот вопрос надо обсудить с учениками. Особо подчеркнуть, что прощение без искупления ничтожно. Совершив зло, надо восстановить добро. Трудом и подвигом. Иначе никак. Не готов? Значит, ничего и не понял. По вере твоей воздастся.

Наконец, история Нельсона Манделы показывает нам, как сила любви и прощения становится Исторической, объединяет нации, народы и расы. Создает истинный авторитет и истинного вождя, любимого и уважаемого всеми. Несломленного, непокорённого. В ком есть могущество любви, над тем не властны законы мира вещей.

   

Непокорённый

Нельсон Мандела

   

«Неважно, что врата узки,
Меня опасность не страшит.
Я — властелин своей судьбы,
Я — капитан своей души».

У. Э. Хенли

  

Мир велик. Мы часто забываем о его масштабах, о множестве культур и народов, населяющих его. Мир живёт и сейчас, в момент написания книги. Его сердце бьётся. Эта глава о том, что Историю продолжают создавать герои. Так было и так будет до скончания времён и прекращения смертной плоти. Когда в нашей стране начинали покорять Космос, на другом конце земного шара, в Южно-Африканской Республике (ЮАР) белые колонизаторы всё ещё не считали негров за людей и установили режим апартеида. Когда в автобусе есть места для белых, а позади для чёрных и собак. Истинные европейцы и их потомки.

После победы сил добра Советского Союза во Второй Мировой войне повсюду стали поднимать голову движения за национальную независимость и свободу. С оружием в руках народы планеты сражались с «просвещёнными» англичанами, французами, бельгийцами за право жить на своей земле и не быть рабами. Об этом говорят слишком мало. Жестокость и масштабы этой войны превосходят, возможно, даже борьбу с фашистами. Только в роли фашистов вчерашние «победители» и «освободители». Бесчеловечность же и лицемерие их не знает равных. Столько историй мы должны бы рассказать и навсегда запечатлеть о борьбе, что полыхала от Бразилии до Африки, от Мадагаскара до Вьетнама. Сегодня речь лишь об одной странице большой книги.

В ЮАР, где белые жили бок о бок с чёрными, Мандела и его товарищи боролись даже не за свободу и свою власть, а лишь за равноправие. За признание чёрных тоже людьми. Можно по-разному к ним относиться, но более справедливую цель трудно представить. Долгие годы они вдохновлялись примером Ганди, пытались вести мирную борьбу. Демонстрации, забастовки, голодовки и пикеты. Не помогло. Чёрные так и оставались бесправными рабами, особо умных расстреливали и бросали в тюрьмы. Тогда с тяжёлым сердцем Мандела вынужден был одобрить создание боевого крыла Африканского Национального Конгресса. Он до конца не хотел переходить к взрывам и диверсиям, был образованным человеком, стремился к сотрудничеству. История показала, что без борьбы остаётся только сдаваться и опустить руки.

Так юрист, отец семейства, известный политик, защитник прав коренных жителей Африки, никогда не державший в руках оружия, в одночасье оказался подпольщиком, террористом и партизаном. Интересно, что первые «диверсии» в правительственных учреждениях планировались исключительно в нерабочее время, чтобы невинные не пострадали. По-своему трогательно. К сожалению, в будущем не удастся этим ограничиться. Будут жертвы. Пока же в 1962 году по доносу агента ЦРУ Мандела был арестован и заключён в тюрьму, на острове, на каменоломнях, в одиночную камеру. Пожизненно. По факту же — на двадцать семь (!) лет.

Неверно было бы сказать, что это был лагерь смерти, и Нельсону лишь чудом удалось выжить. Это не так. Выжить было возможно. Вопрос в том, как провести эти годы и каким выйти. У него было право на одно письмо и одно посещение раз в полгода. Одиночная камера. Тяжёлый труд. И ещё раз: почти тридцать лет. Большинству читателей это почти невозможно представить. Целая эпоха прошла за стенами. Удивительно, но совместный труд с другими неграми скорее спас нашего героя от безумия в одиночке. Он даже смог заочно окончить юридический факультет Лондонского Университета и чуть не стал его почётным ректором. Ещё бы — времени хватало!

Через эту одну встречу и одно письмо раз в полгода Нельсон Мандела продолжал оставаться символом верности и несокрушимого духа для своих товарищей. Он отказался от предложенного ему прощения с условием прекратить вооружённую борьбу. Вернулся за решётку. Непокорённый дух одного человека стал фокусом внимания и символом непримиримости целой южноафриканской нации. Приговор на 27 лет за желание быть человеком в своей стране — таково было клеймо «белым европейцам». Демонстрации с требованием свободы герою проходили по всему миру.

Однако главный подвиг был впереди. В 1990 году белое правительство признало деятельность АНК законной, и Мандела вышел на свободу. В первой же речи к нации он заявил, что вооружённая борьба остаётся на повестке дня. Причины, по которым она была объявлена в 1960 году, никуда не делись. Но годы и борьба его соратников не прошли зря. Совсем скоро режим апартеида падёт, и в 1994 году Нельсона Манделу на первых общенациональных выборах в ЮАР изберут президентом. После 27 лет тюрьмы. А вот теперь внимание — на общенациональных выборах!

Уникальность ЮАР в том, что там и по сей день много белых, которые родились и выросли там, считают себя гражданами страны. И рядом с ними не меньше чёрных. Это «радужная нация», как они говорят. И вот АНК с оружием в руках, боровшийся за права чёрных, после сотни лет угнетения наконец пришёл к власти! Во главе с человеком, который пострадал от унижения и насилия больше всех. Пока он сидел в тюрьме, умерли его дети, и Манделу даже не пустили на похороны. Миллионы чёрных ждали, что вот сейчас они отыграются!

Только наш герой был непокорённым не зря. Величие его духа было настоящим. Он сел в тюрьму за равенство и предал бы свои идеалы, если, придя к власти, лишь сменил бы цвет угнетения. С огромным трудом через конфликты, используя весь свой авторитет, он отстоял мир в ЮАР. Не отомстил никому. Не добился «превосходства чёрных», а создал единую нацию. Заботился обо всех, не различая расы. Не посадил никого пожизненно, как посадили его. Не опустился до мелочного сведения счетов. Специально заставлял работать вместе старых служащих и новых соратников. Поистине, он был капитаном души и властелином судьбы. Вот это и был настоящий подвиг его жизни — не причинить зло тем, кто причинил его тебе. Проявить милосердие к врагам. Только помните: чтобы проявить к врагам милосердие, их надо сперва победить!

В 1999 году по истечении своего первого срока Президент Мандела добровольно ушёл от власти. Ему шёл восемьдесят первый год, и он отдал всё, что мог, борьбе за дело мира. Проложил путь там, где никто другой не справился бы. Сил не хватало, и как честный, настоящий человек он освободил дорогу молодым. Он проживёт ещё долго, почти сто лет, но не будет пытаться влиять на политику своих преемников. Разве что авторитетным мнением. Нельзя не заметить, что дольше живёт тот, кто знает, зачем. Девяносто пять лет, из которых 27 в одиночной камере без стола и кровати. Вот это кремень. Да и что говорить, продолжительность жизни человека измеряется его делами. В сердцах знающих и помнящих, на страницах этой книги Нельсон Мандела и сейчас живее всех живых.

В завершение этой истории надо рассказать ещё одну. О стихотворении «Непокорённый», приведённом в самом начале. Оно создано в 1875 году поэтом Уильямом Хенли в госпитале, после того как ему отрезали одну ногу, а хотели отнять и вторую. Он был журналистом, критиком, поэтом, человеком могучей жизненной энергии, который всю жизнь боролся с болезнью. Мы ничего не знали бы о нём, если бы не это одно стихотворение. Через годы, через века оно продолжает влиять на нас, как если бы Хенли никогда не умирал. Даже сильнее.

От его жизни осталось только единственное стихотворение. Много это или мало? Как много останется после каждого из нас? Во время Первой Мировой солдаты пересказывали его. 27 лет в кандалах Мандела рассказывал его своим соратникам. Вся история Земли пошла чуть иначе из-за этого одного стиха. Все богатства древнего мира могли оказать меньше влияния, чем оно. Герои делают Историю. Героев вдохновляют красивые слова, поступки и мысли. Мечта даже о том, чего ещё никогда не было. Всё иное — прах, и во прах вернётся.