Пешка внимательности - Кузьма Минин

#Книга "Мир героев"

Добро сильнее с внимательностью. Больше, добро начинается с внимательности. Иначе оно становится «добром» девочки в черном, которая соглашается отдать подарок только по весу большинства. Да и разве был бы тот вес большинства, не прояви главная героиня своё внимание?

Пешки внимательности. Как много от них зависит! Сколь многие считают себя королями и королевами добра, «хорошими людьми», когда всё их качество заключается в том, что они не делали зла и помогали близким. Этого бесконечно мало. Мир полон вызова, зло существует и мало кто желает быть внимательной пешкой, чтобы не пройти мимо. Не когда тебя позвали, не когда на тебя смотрит камера, не когда тебе за это платят деньги. А когда ты сам замечаешь простую ситуацию и помогаешь. Заплатив полную цену.

Очень важно, что героиня – маленькая девочка, у неё ничего своего-то нет. Только время, сердечный жар, ну и вот, может быть, подарок на 8 марта. Она отдает всё. Отдала бы и кровь. Потому, конечно, может требовать и от других. Любовь это потребность отдавать. По великой любви, она имеет право смотреть на взрослых и сдавать им горькую карту.

Карта горька потому, что взрослые-то прекрасно должны знать и что такое хосписы, и что есть они детские, и про донорство. Должны знать, но выбрали не знать, не думать, не замечать. И нечего им сказать на ясный взгляд девочки кроме: «Разве сторож я брату своему?». И разве только про хосписы речь? Разве помощь нужна только тогда, когда человек умирает физически? Задайте этот вопрос детям в классе. Пусть озвучат то, что давно перестали слышать от взрослых.

Куда более глубокая, куда более тяжелая и важная тема это то, что в хосписах дети таки умирают. Что нельзя помочь всем. Что чаша страдания мира так велика, что ни одна маленькая девочка даже с помощью друзей не может резко изменить ситуацию. Но не дай Бог нам использовать это знание для того, чтобы оправдать своё бездействие, пустоту. Да, нельзя помочь всем. Но кому-то можно. Один человек, одна жизнь, это уже бесконечно много. Так что пусть каждый, перед тем как признать, что нельзя помочь всем, сначала признает себе – кому он помог? Что он сделал? Был ли он внимательной пешкой добра?

Наконец, категорически рекомендую задуматься о поднятой в фильме теме «подарков на 8 марта». Миллионы людей в стране каждый год тратят миллионы рублей на формальные открытки, мелкие безделушки и стандартные поздравления. Не является ли весь фильм призывом навсегда (!) заменить формальное «добро» настоящим? Вложить все подарки на все формальные праздники, все «сборы дани девочкам» или «мальчикам» в то созидание, которое они совершают по доброй воле. А не потому, что так принято или дата пришла.

Пусть картина будет вечным примером. Ключом от дверей к настоящей добровольности.

    

Пешка внимательности

Кузьма Минин

    

«Захотим помочь московскому государству,
так не жалеть нам имения своего,
не жалеть ничего, дворы продавать,
жён и детей закладывать, бить челом тому,
кто бы вступился за истинную православную
веру и был у нас начальником»

К. Минин

    

Смутное время дало России плеяду героев. Воевода Скопин-Шуйский, патриархи Гермоген и Филарет, защитник Смоленска – Шеин, гражданин Минин и князь Пожарский, наконец, Иван Сусанин. Кто из них важней, уже не сказать. Убери один камень из основания стены, и вся она может рухнуть. Каждый внес неоценимый вклад в будущее, создал его. Навсегда стал частью полотна русской Истории. Многие входят в него незримой нитью, молчаливой жертвой. О многих мы, возможно, никогда не узнаем. Тем более наш долг оживлять истории героев известных. Кто в момент истины, волевым решением, с полной осознанностью, направлял ход великих событий. Кузьма Минин один из них. Твердо шагающая пешка становится ферзём. Главное, идти в нужном направлении.

4 ноября мы отмечаем День Народного Единства. Освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков. Силами второго народного ополчения Минина и Пожарского. Очень много деталей, которые стоят того, чтобы узнать. Почему день «народный», ополчение «народное», а вот сам герой призывает на спасение именно «государства Московского»? Что это такое? Где и каким оно вообще было в 1611 году? Что хорошего мог Минин видеть от этого «государства» за, почитай, 13 лет смуты? Вот вопрос для обсуждения с детьми.

Нет давно настоящего царя. Враги топчут землю. Половина городов обернулась против другой половины или ищет только своего спасения. Москва впускала Лжедмитрия, боярского царя Василия Шуйского, присягнула уже польскому королевичу Владиславу… Армии нет. Смоленск стоял насмерть и пал в одиночестве. На севере – шведская оккупация. Первое ополчение уже распалось и потерпело неудачу под Кремлем. Где же то прекрасное государство Московское, которому собрались помогать люди Нижнего Новгорода? Скажут «вот оно – там, или тут…», не верьте. В тот момент оно совершенно точно было лишь в разуме героя.

Вот поэтому он пешка – великая фигура внимательности. Другие фигуры, большие и значимые сидели высоко, смотрели далеко. Однако именно они и привели к тому, что от Московского государства ничего не осталось. Смутное время тянулось долгие годы. Настоящий царь умер давно. Поляков пустили в Кремль давно. Вторглись вороги на Русь давно. И всё же, всё же, именно в 1611 году наступает поворотный момент. Раньше было рано, позже – уже поздно. Сильные, и великие, и опытные сдались. Никого не осталось, чтобы заслонить собой Русь. Семибоярщина в Москве уже присягнула чужаку, Владиславу. Часы начинали бить полночь. В этот последний час другой Отец, патриарх Гермоген, посылает своё смертное письмо к городам русским. Последний призыв к оружию. Много их, городов, и людей много, а услышал только один. Только одному хватило внимания, чтобы понять – время пришло.

То, что ранее было бы и немыслимо, и не востребовано, в одночасье становится жизненно необходимым. Неотложным. Минин выступает на площади со словами, которые содержатся в эпиграфе. Семя падает на благодатную почву и начинается Второе Ополчение. Но прочитайте еще раз эти слова! Какая в них сила. Какая финальность. Победа любой ценой. Только победа. Величие духа Минина в том, его заслуга перед Историей нашей в том, что он нашел в себе эту крепость мужества тогда, когда был простым купцом. «Камень, отвергнутый строителями, станет во главу угла». Не воин, не вождь, не боярин. Другой. Простой русский человек в момент истины, являет сознание веков, будущего, Космоса. Не будь Минина, возможно, ничего (!) бы не было больше. Ничего.

Мало сказать. Надо сделать. Если бы он тут же не проявился, не отдал бы две трети имения своего на Общее Дело, то его слово бы не имело силы. Но, если честно, такие слова уже рождают субъектность. Если ты смог их продумать до конца, сказать со всей твердостью, то уже состоялся. Не можешь отступить. Это Слова Силы. Далее, как мы говорим в РКО: «Кто создал тот и владеет». Уже навсегда, это будет не просто Второе Ополчение, а народное ополчение Минина и Пожарского.

Такую силу содержали его слова, что воздвиглось небывалое. Невозможное для других, невозможное вчера – стало возможным. В стране без государства собирается профессиональная армия. И ратники находятся по селам, и оружие, и воеводы. Что же им, сильным, не хватало призыва купца? Выходит, так. Это и есть камень во главе угла. Армия собирается с нуля, из ничего, и освобождает столицу государства, занятую противником. Отбивает попытки деблокады и принуждает гарнизон в сильнейшей крепости мира, Кремле, сдаться. Мне неизвестны более примеры такой доблести и духа народа-вершителя. Ни в одной другой стране. Ни в одну эпоху.

Простой купец в эти дни становится членом Совета Всей Земли, до избрания Царя управляет Московским государством, которое сам выковал из праха. А затем - становится и думным боярином. Но как будто завершена его стезя. Как будто отдал все силы на рождение нового. В 1616 году, первый гражданин Минин умирает. Первый гражданин нового государства. Своего. Нашего. Не проданного и не преданного в момент истины.

Как мы воздадим честь герою? Будем очень внимательны. Очень внимательны к тому, чтобы в своей жизни не пропустить такой момент. Когда наша помощь нужна. Когда наше слово, дело, позиция могут изменить жизнь. Пусть даже одну, пусть немного. Ни один шаг в нужном направлении не будет напрасным. Ибо если в малом позволим душе лениться, то когда придет время отдать всё, в нас не родится Слово Силы Минина.