Апология ноосферного человека будущим в форме родов действительного разума

#Научно-образовательная и просветительская газета "Природа-Общество-Человек: ноосферное устойчивое ра

Субетто Александр Иванович

А.И. Субетто, д.э.н., д.ф.н.,к.т.н., профессор, Председатель Санкт-Петербургского Отделения Русского Космического Общества

«Истинное предназначение человека – космическое, стать космическим разумом, – но на этом пути вначале надо стать «Разумом Земли», стать ноосферным человеком, отвечающим за всё разнообразие Жизни на Земле – в Планетном Доме родов истинного человека»[1]

- 1 -

Настоящая короткая статья автора написана по просьбе А.А. Гапонова во время беседы со мной в «штабе» Санкт-Петербургского отделения Русского Космического Общества 23 июля 2018 года, недалеко от знаменитого «храма на крови». Мы размышляли о стратегии и задачах развития Русского Космического Общества. И Алексей Алексеевич попросил меня написать статью по материалам только что изданного мною научного доклада на Х-й Всемирный Научный Конгресс «Ноосферная апология человечества». Среди многих тем этого научного доклада я выбрал намеченную мною проблему дуализма апологии человека и человечества, вытекающую из открытого мною в системогенетике Закона Дуальности Управления и Организации Систем. Если кого-то из читателей заинтересуют использованные литературные источники, то он найдет в вышеупомянутой работе.

«Апология» – это «оправдание» существования того феномена, применительно к которому это слово применяется. «Оправдание» любого «объекта» (или «процесса»), если его трактовать онтологически, скрывается в его «сущности», а «сущность», как известно, познается через раскрытие логики «генезиса». Это касается и «апологии человечества» или «человека» как рода.

В соответствии с системой представлений о действии Закона Дуальности Управления и Организации Систем можно ставить вопрос о дуализме апологии человечества дуальном единстве «Апологии Человечества Прошлым» и «Апологии Человечества Будущим».

«Апология Человечества Прошлым» уже состоялась, и она предстает как историческое возвышение Человека и Человечества к своему Космическому Предназначению, за которым стоит историческое движение человечества к социальной организации жизни человека и общества на принципах социальной справедливости, общественной собственности на средства производства, ставящей предел эксплуатации человека человеком, т.е. на основе социализма, мира без войн и насилия.

Но эта «Апология Человечества Прошлым» тогда приобретает свою истинность, когда она подкрепляется «Апологией Человечества Будущим». А эта «Апология Человечества Будущим» требует Великого Отказа Человечества от ценностей рыночно-капиталистической системы его бытия и развития, которые уже завели его в Экологический Тупик Стихийной Истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, несущей в себе риск экологической гибели всего человечества на Земле, если сохранится рыночно-капиталистическая, эксплуататорская по своему содержанию форма хозяйственного природопотребления.

Приведу ряд высказываний отечественных и зарубежных ученых, бьющих «тревогу» по поводу нарастающих экологических рисков для Будущего человечества на рыночно-капиталистическом пути развития.

Еще в 1991 году, когда в СССР царил интеллектуальный «бум» в научной экономической среде по поводу перестройки экономических механизмов его развития на «рыночные рельсы» (с отказом от принципов плановой экономики, составлявшей экономический базис развития СССР как первой социалистической державы в мире) с установкой на возрождение института частной собственности на средства производства, в Докладе, написанным группой ученых во главе Р. Гудлендом, Г. Дейли и С. Эль-Серафи по заказу Мирового банка, был вынесен своеобразный экологический приговор рынку как механизму развития мировой экономики:

- в экологически заполненной нише, которую занимает человечество на Земле, рынок как механизм развития экономики исчерпал себя

Данный «приговор» корреспондируется с выводом, который сделал знаменитый американский ученый-экономист-эколог Б. Коммонер в начале 70-х годов, почти за 20 лет до этого доклада, в своей книге «Замыкающийся круг»:

- технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества – экосистемы.

По диагнозу известного отечественного ученого – геоэколога, палеонтолога В.А. Зубакова в экосфере быстрыми темпами развивается «эндоэкологическое отравление» и «человечество находится в преддверии «тотальной экокатастрофы». Его индикаторами и «сигналами» одновременно, по В.А. Зубакову, являются:

1)переход возобновимых ресурсов в невозобновимые и нарушение биогеохимических кругооборотов, поддерживающих: (а) состояние почвы; (б) возобновление запасов чистой воды; (в) разнообразие биоты; (г) постоянство газового состава атмосферы;

2)электронно-информационный шок человечества;

3)эндоэкологическое отравление межклеточной среды эукариот и лавинная мутация их геномов.

Последний индикатор является следствием нек онтролируемого и неуправляемого воздействия «тяжелых металлов, радионуклидов и химических токсинов», распространяющихся по трофическим цепям и аквакоммуникациям Биосферы «со скоростью эпидемии». В.А. Зубаков предупреждает, что как только эпидемия эндоэкологического отравления «достигнет субглобального распространения, на Земле начнется лавино-образный процесс мутации геномов большинства высших организмов и, следовательно, вымирание современной биоты».

По прогнозным моделям А.П. Федотова в книге «Глобалистика» (2002) двойной коллапс – экологический коллапс между Человечеством и Биосферой и глобальный коллапс в форме конфликта между «богатым» меньшинством человечества и «бедным» большинством, т.е. глобальный рыночно-капиталистический коллапс, произойдет в 2025±5 году.

Известный физик Фритьоф Капра в «Паутине жизни» (2003) вынес такой вердикт современной рыночно-капиталистической системе организации воспроизводства жизни:

«Мы столкнулись с целым рядом глобальных проблем. Биосфере и самой человеческой жизни наносится такой урон, динамика которого очень скоро может стать необратима. Мы располагаем достаточным количеством документов, подтверждающих уровень и значение этого уровня»;

Необходима «новая парадигма», которую следует назвать «холистическим мировоззрением», «взглядом на мир как единое целое, а не собрание разрозненных частей. Её также можно назвать экологическим взглядом»;

«Патриархальный уклад, империализм, капитализм – и расизм – вот примеры социального господства, эксплуативного и антиэкологического по своей сути».

Политолог и социолог И. Валлерстайн в работе «Каббала власти» (2008), по свидетельству И. Шамира, определил капитализм как «болезнь», которую «надо остановить, пока она не уничтожила организм общества», и показал, что «эта тенденция губительная, она разрушает общество и природу, и может привести нас на край гибели».

Из изложенного уже следует, что первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы де-факто поставила предел прежним механизмам развития человечества и той логике взаимодействия Человека с Природой Земли, которая олицетворяется, по крайней мере, в эпоху капиталистической (а вернее – империалистической) формации, – строем капиталократии, рынком, конкуренцией, частной собственностью на средства производства, эксплуатацией человека человеком и эксплуатацией колоний, войнами, насилием, расчеловечиванием человека, культом потребительства, наслаждений и безответственной власти.

Возник императив выживаемости, и человечество, по моей оценке, вошло в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которая охватит весь XXI век, и будет одновременно Эпохой Ноосферной социалистической революции, несущей в себе «возвышение» Разума человека в своем качестве на уровень Ноосферного Разума – «Разума-для-Биосферы, Земли, Космоса», способного осуществить управление социоприродной, т.е. Социо-Биосферной, эволюцией.

Эта Эпоха – одновременно Эпоха Родов Действительного Разума, успешность которых и будет апологией или «оправданием от Будущего» всего предшествующего исторического развития человечества, который можно назвать условно «перинатальным периодом» развития человечества в «утробе» Биосферы, под «защитным зонтиком» действия гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, в том числе законов Бауэра-Вернадского и закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы (по А.Л. Чижевскому). Биосфера, а вернее, эволюция Биосферы, вследствие действия Метазакона Интеллектуализации или «Оразумления», была «беременна» человеческим Разумом. Теперь наступили его Роды как Роды Разума, управляющего социоприродной эволюцией, что и означает, что человеческий Разум становится Действительным, т.е. «Управляющим Разумом», причем «Управляющим» в ноосферном масштабе, становясь истинным Субъектом Ноосферной Истории – уже Истории не автономной, условно независимой от Природы, а Истории в широком, ноосферном масштабе в форме управляемой социоприродной эволюции.

В научном наследии Карла Маркса, 200-летие которого мы отметили 5 мая 2018 года, имеется одно важное теоретическое положение:

вместе с Концом капиталистической общественно-экономической формации заканчивается и «предыстория» человечества (именем которой так назвал великий ученый, революционер и коммунист всю Стихийную историю и одновременно историю эксплуататорских обществ) сменяется «подлинной историей», которая и есть коммунизм, разрешающий противоречие между человеком и природой, и которая делает Человека истинным Субъектом Истории, которую он творит своим созидательным трудом, своим творчеством, и которой он начинает управлять.

Если взять это положение Маркса за основу рефлексии над предстоящими Родами Действительного Разума, то они, т.е. Роды, означают преобразование «предысторического разума» в «подлинно-исторический Разум», да еще в более широком контексте, чем это заложено в теоретической рефлексии Маркса, а именно – в контексте понимания «подлинной истории» как истории ноосферной.

Успешные Роды Действительного Разума как Разума Ноосферного, т.е. Разума, Управляющего Ноосферной Историей, и есть «Апология Человечества от Будущего» или Ноосферная Апология Человечества.

- 2 -

В разработанную мною теоретическую систему ноосферного человековедения как части Ноосферизма, входит теория фундаментальных противоречий человека. В этой теории мною выделено 8-мь фундаментальных противоречий исторического развития человека, в том числе первое фундаментальное противоречие (1 ФП) как противоречие его удвоения в процессе своей деятельности, созидания «искусственного мира». Первым в истории человеческой мысли на то, что человек в процессе своей деятельности себя удваивает вначале идеально, а затем и материально, обратил внимание Карл Маркс. Он писал: «…человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 94).

Это положение Маркса я развил в концепцию «закона удвоения человека» и соответствующего ему как результат такого удвоения на каждом историческом этапе его становления – первого фундаментального противоречия между ним человеком – и тем материальным его воплощением, которое рождается в процессе такого «удвоения».

Это фундаментальное противоречие человека имеет несколько «измерений». Одним из таких «измерений» первого фундаментального противоречия человека является противоречие между человеком и создаваемым им «искусственным миром» (техносферой), в котором отражается только какая-то редуцированная часть человека, как правило, – механистическая, рационализированная, «оцифрованная», отражающая собой незавершенность в становлении человека в человеке.

О том, что техника, машина, однажды появившись в результате созидательного творчества человека, вдруг неожиданно для человека начинает его приспосабливать к себе, «машинизируя» или «технизируя» его, превращая его в своего раба, предупредил Н.А. Бердяев в 1930 году. Техника, предупреждает русский философ, восстает против своего демиурга, «машина хочет, чтобы человек приняло её образ и подобие» (Н.А. Бердяев «Человек и машина», «Вопросы философии», 1989, №2).

Аналогичный ход рассуждений неожиданно спустя 30 лет продемонстрировал «отец кибернетики» Норберт Винер во время ответов на вопросы корреспондента американского журнала «Юнайтед Стейс Нью Уорлд Рипорт» в 1964 году. Приведу с купюрами часть этого диалога, опираясь на его книгу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1983):

«Вопрос. Д-р Винер, существует ли опасность, что машины – вычислительные машины – когда-нибудь возьмут верх над людьми?

Ответ. Такая опасность, несомненно, существует, если мы не усвоим реалистического взгляда на цели. Собственно говоря, это опасность умственной лени. Некоторые так сбиты с толку словом «машина» (мое замечание – а сегодня словами «цифровые технологии» и «виртуальный мир»), что не представляют себе, что можно и чего нельзя оставить человеку.

Вопрос. Существует ли тенденция придавать чрезмерное значение применению вычислительных машин?

Ответ. Существует культ техники. Люди заворожены техникой. Машины предназначены для службы человеку, и если человек предпочитает передавать вопрос о способе их употребления машине, из-за слепого машинопоклонства или из-за нежелания принимать решения (назовёте ли вы это леностью или трусостью), тогда мы сами напрашиваемся на неприятности.

Вопрос. Д-р Винер, не изменяет ли человек окружающую среду свыше своей способности приспособления к ней?

Ответ. Это вопрос №1. Человек, несомненно, изменяет её чрезвычайно сильно, а делает ли он это свыше своей способности, мы поймем довольно скоро. Или не узнаем – нас больше не будет» (выдел. мною, С.А.).

Сейчас модным становится технологический (или технократический) детерминизм, который якобы становится главным (на этом базируются и так называемые надежды на великолепное «цифровое» будущее человечества), при полном игнорировании формационной логики развития истории по Карлу Марксу, классового разделения капиталистического общества, господства Капитала над наемным Трудом, а в XXI веке – и над Человеком.

Мною с середины 90-х годов ХХ века, вот уже почти 20 лет, разрабатывается теория капиталократии и глобального империализма как важнейшей компоненты Ноосферизма и учения о Ноосферном Экологическом Духовном Социализме.

В этой теории мною показано, что Капитал-Фетиш (Капитал как отчужденная от человека сила, пытающаяся, как и Капитал-Сатана, или Капитал-Бог, господствовать над ним) как система функционирует и развивается в форме особой «социальной мегамашины», которую мною предложено называть «Капитал-Мегамашиной» или, если переходить к глобальной форме бытия Капитала-Фетиша, – «Глобальной Капитал-Мегамашиной».

В «Капиталократии», изданной в 2000 году, я так раскрываю это положение:

«Капитал есть особого типа социальная мегамашина, которая по-своему, по-капиталистически, рационализирует мир человека; это мир не качества, а количества, числа, своеобразный мир «цифровых ценностей».

Капитал, преобразуя человека по образу и подобию своему, уничтожает традиционные ценности, не поддающиеся числовому измерению. Они ему мешают. Капитал их унифицирует и одновременно редуцирует до одной только ценности – ценности обогащения, ценности владения деньгами, ценности бесконечного самовозрастания капитала. Капитала никогда не может быть много, его всегда мало. В этом смысле капитал ведет себя наподобие раковых клеток. Его останавливает только смерть организма…

Социальная Капитал-Мегамашина подчиняет себе все виды власти, «ассимилируя», превращая их в «безликие» компоненты капиталократии, которая в свою очередь подчиняется «всепроникающей» финансовой капиталократии. Ж. Аттали только манифестировал её присутствие: трепещите, приходит эра Власти Денег, которой подчиняется и Сила, и Закон

Глобальный «Человейник», описанный А.А. Зиновьевым в его социологическом исследовании «Глобальный человейник» (1997), есть тот космополитический предел совокупности «роботов-атомочеловеков», к которому подводит человечество «мегамашина Капитала». В нашей оценке, «человейник» как метафора отражает нивелировку «человеков» капиталом. «Глобальный человейник»это идеал мировой капиталократии, в котором она реализует полностью тенденцию в эволюции «Капитал-Мегамашины»: превратить всех в «рабов-роботов», без «души» и «без своего Бога», в «винтика» Капитал-Мегамашины. «Человейник» – это состояние «атомарного» человечества, в котором Капитал становится его абсолютным и единственным Богом, а капиталократия – «священнослужителями». На самом деле, поскольку вне закона разнообразия как важнейшего закона прогрессивной эволюции наступает деградация и смерть, постольку «человейник» состояние «предсмерти» человечества, его «капиталистическая агония», за которой наступает его смерть. Это образ агонии капиталорационализированного человечества».

В «Ноосферизме» в 2001 году, развивая это положение, я показал, что развитием капиталорационализации мира людей, в том числе и мира машин, стала монетаризация капитала и как её следствие – монетарная, и соответственно – под воздействием электронно-компьютерной революции – «цифровая» капиталорационализация. «Монетаризация всех форм бытия и воспроизводства Капитала-Фетиша (одновременно и Капитала-Бога, и Капитала-Сатаны), за которым скрывается Капитал-Мегамашина – машинизированная форма отчуждения Капитала-Фетиша от потребностей прогрессивного развития человека и соответственно от его истории, «механизирует», «оцифровывает» человека, лишает его человечности, превращает его в «капиталоденьги», и, тем самым, «выжигает» социальность и нравственность человека, асоциализирует и «оволковечивает» человека», - писал я в этой работе.

Война Капитал-Мегамашины против человечности внутри человека, т.е. против человека (поэтому противоречие между Капиталом и Трудом перешло в противоречие между Капиталом, Капитал-Мегамашинной, стремящейся переработать человека в свой « продукт» – «капиталоденьги»), и Человеком, которое достигло своей кульминации в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, подошла к своему Экологическому Финалу. Смысл наступившего Экологического Финала в развитии Капитал-Мегамашины в том, что подмена прогрессивной эволюции человека и прогрессивной эволюции Биосферы прогрессом в развитии Капитал-Мегамашины есть «онтологическая ложь» или «ложь истории», если воспользоваться понятийной системой В.Г. Комарова, и её развенчание уже наступило на рубеже ХХ и XXI веков в форме Эпохи Великого Эволюционного Перелома и Ноосферной Социалистической революции.

Ставка на технологический детерминизм, пусть даже в привлекательной «виртуально-цифровой» упаковке, при абстрагировании от того, что он находится в «капкане» Глобальной Капитал-Мегамашины, т.е. капиталорационализируется, отчуждается от социальной истории человека, более того направляется против неё, – и есть форма машинно-фетишного самоубийства человечества, на которое указал Н. Винер.

Возвращаясь к закону удвоения человека, можно сказать, что капиталорационализированный человек «удваивает» себя в процессе создания капиталорационализированной техники, и по принципу положительной обратной связи – усиливает свое отчуждение от себя самого, от своего ноосферно-космического предназначения, которое, как было показано выше, обусловлено Метазаконом Интеллектуализации или «Оразумления» Космогонической эволюции, эволюции Биосферы на Земле и социальной эволюции, т.е. истории человечества. Иными словами, капиталистическая история на последней фазе своего развития – как история глобального империализма, строя мировой финансовой капиталократии – приобрела характер движения, направленного против законов прогрессивной космогонической эволюции, в том числе против законов самой Истории Человечества и её ноосферно-космической направленности, и в этой своей «онтологии» как «онтологии Капитала-Фетиша», предстаёт процессом рыночно-капиталистического, в глобально-экологической форме, самоубийства человечества.

Апология Человечества из Будущего как Ноосферная Апология Человечества требует в XXI веке двойственного Прорыва – и Ноосферного, и Социалистического Прорыва, который и есть успешное «разрешение» Родов Действительного – Ноосферного – Разума, и значит – есть состоявшаяся Ноосферная Апология Человечества.

- 3 -

Переход глобального экологического кризиса, которой возник в середине ХХ века, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы свидетельствует не только о наступлении Пределов сложившейся системе ценностей и рыночно-капиталистических механизмов развития, но и о выходе на «арену Истории» Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ). Понятие Большой Логики Социоприродной Эволюции было введено мною в 1994 году в монографии «Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие» и затем получило дальнейшее развитие в теоретической системе Ноосферизма.

Все науки об обществе пытались на тех или иных основаниях раскрыть Внутреннюю Логику Социального Развития (ВЛСР), исходя из постулата определенной независимости Истории как социальной прогрессивной эволюции человечества от Природы, которая была только «объектом» для хозяйствующего на Земле человека, из которого он «брал» ресурсы и «черпал» природные силы (энергию). Глобальный экологический кризис отразил собой «реакцию» Природы на хозяйственную деятельность человека на Земле, за которой скрывается действие гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов. Эту «реакцию» можно рассматривать как форму проявления Большой Логики Социоприродной Эволюции, которую обществоведение в целом, в том числе такие научные дисциплины, как экономика, социология, политэкономия, политология, геополитика, геоэкономика, не принимали «в расчёт».

Основанием действия Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ) является энергетический базис мирохозяйственного природопотребления. По этому основанию предшествующая вся Стихийная история человечества разделилась на два неравномерных временных отрезка:

Стихийную Малоэнергетическую Историю, охватывающую период с начала Неолитической революции 10 – 12 тысяч лет назад и до начала ХХ-го века;

Стихийную Высокоэнергетическую Историю, охватывающую собой только ХХ-й век и начало XXI-го века.

Стихийная Малоэнергетическая История, т.е. история, отражающая собой малую энергетику хозяйственного «давления» на Биосферу, при доминировании Закона Конкуренции и механизма отбора состоялась, как таковая, благодаря «защитному зонтику» Биосферы.

«Что значит – под «защитным зонтиком» Биосферы?» –задавал я вопрос в научно-философском очерке «Революция и эволюция» (2015). И отвечал на него:

«Это означает, что Биосфера как суперорганизм в форме огромного комплекса живых систем (вследствие действия законов Бауэра-Вернадского, по которым живые системы проделывают бóльшую работу вовне себя, чем внутри, и тем самым производят негэнтропию в окружающей среде своего обитания, т.е. увеличивают её структурированность; и как обобщения их совокупного действия – Закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы, сформулированного А.Л. Чижевским […]) производит намного больше негэнтропии, чем производило энтропии своим мировым хозяйством человечество. Фиксация данной ситуации позволила автору ввести в теоретический контекст научную метафору «беременности Биосферы человеческим Разумом» […]».

В ХХ веке произошел скачок в энергетике миро-хозяйственного «давления» на Биосферу в 10 в 7-й степени раз (здесь я опирался на исследования Ф. Спира). Это позволило мне ХХ-й век определить и как Энергетическую революцию, и как Большой Энергетический Взрыв в социальной эволюции человечества одновременно.

Именно этот Большой Энергетической Взрыв и поставил Экологический предел Стихийной парадигме Истории, в том числе – рыночно-капиталистической формации, и Анти-Разуму мировой финансовой капиталократии, «молящемуся» Капиталу-Богу и подчиненному механизмам действия Капитал-Мегамашины (понятие Анти-Разума впервые введено мною в монографии «Разум и Анти-Разум» в 2003 году).

Глобальный экологический кризис и затем его переход в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы есть своеобразная манифестация несовместимости стихийных форм исторического развития (Ф.М. Достоевский эту стихийную форму исторического развития человека определил в своём «Дневнике писателя» как закон «искажения великодушных идей»; об этом же свидетельствует известный афоризм «Благими намерениями дорога устлана в ад») и большой энергетики хозяйственного природопотребления.

Вместе с Большой Логикой Социоприродной Эволюции заявил о себе и открытый мною Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса, который может быть назван и «Законом опережения скорости роста энергетической мощи хозяйственного воздействия на Биосферу со стороны человечества скоростью роста прогностической мощи коллективного Разума (общественного интеллекта) человечества и качества управления будущим», и который формулируется в виде положения:

«чем больше со стороны социальной системы воздействие, по своей энергетической мощи, на Природу, тем больше требуется лаг упреждения последствий от этого воздействия, и, соответственно, – тем более долгосрочным должно быть стратегическое управление будущим со стороны этой социальной системы».

Еще раз следует вернуться к Метазакону Интеллектуализации или «Оразумления» любой прогрессивной эволюции, требующего опережающего развития «интеллекта системы», которое есть опережающее развитие «управления будущим» (через увеличение лага упреждения в таком управлении), поскольку «интеллект» как эволюционный механизм и есть «управление будущим» со стороны системы, которую он представляет.«Калькой» этого Метазакона применительно к истории человечества является Закон роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект.

В рамках Стихийной парадигмы этот закон, хотя он и действовал, и сфера его действия расширялась, находился в «тени» точно так же, как и Закон Кооперации, поскольку доминировал Закон Конкуренции и механизм социального отбора в форме войн, «права сильного», принцип Гоббса «человек человеку – волк», эксплуатации человека человеком и эксплуатации колоний в эпоху капитализма.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы несет в себе своеобразный «Зов», обращенный к человечеству, который одновременно есть и императив выживаемости, требующий выхода человечества из Экологического Тупика Истории в форме рыночно-капиталистической системы – через установление Ноосферного Экологического Духовного Социализма, который и есть такая социальная организация воспроизводства жизни человека и общества, которая обеспечивает требования Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, и, соответственно, требования Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это и есть выражение действия Метазакона сдвига от доминирования Закона Конкуренции и механизма отбора – к доминированию Закона Кооперации и механизма интеллекта в форме «бифуркации» или качественного скачка:

от Стихийной Истории на базе доминанты Закона Конкуренции, и соответственно – рыночно-капиталистической формации,

к Управляемой Истории на базе доминанты Закона Кооперации, и, соответственно, – ноосферно-социалистической формации, поскольку речь идет уже о ноосферной истории в форме управляемой социоприродной эволюции.

Здесь следует еще раз подчеркнуть, что речь идет о развитии вернадскианского определения ноосферы, которая в Эпоху Великого Эволюционного Перелома приобретает следующую характеристику:

Ноосфера есть Новое Качество Биосферы, в структуре которого коллективный Разум человечества «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля и начинает управлять эволюцией системы «Биосфера + Человечество», подчиняясь требованиям законов-ограничений этих гомеостатических механизмов.

Таким образом, Роды Действительного Разума есть Роды Управляющего Разума (или общественного интеллекта), поднимающегося на «высоту» такого качества управления, которое обеспечивает управление такими сложными гомеостатическими мегасистемами, какими являются Биосфера и планета Земля.Апология Человечества Будущим, как Ноосферная Апология Человечества, таким образом, есть реализация императива выживаемости в XXI веке как императива перехода к строю Ноосферного Экологического Духовного Социализма, обеспечивающего действие Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, т.е. к строю Ноосферного Социализма как научно-образовательного общества, в котором:

наука становится не только производительной силой (по прогнозу К. Маркса), но и силой управления;

образование (на фоне роста наукоёмкости, интеллектоёмкости, образованиеёмкости экономики, технологий, управления, в целом – социальных процессов) становится «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства.

Становление ноосферного научно-образовательного общества и есть Апология Человечества Будущим как Ноосферная Апология Человечества.

В «Ноосферизме» в 2001 году я подчеркивал:

«По нашим оценкам, с позиции Большой Логики Социоприродной Эволюции рынок исчерпал свой потенциал «движителя» цивилизации по пути прогресса 30 – 40 лет назад. Теперь он уже все больше становится «движителем» по пути к смерти человечества, рукотворному Апокалипсису. Управляемая, плановая экономика с укрощением разрушительной силы стихии рынка – это не только теоретическая модель марксистской школы, но и ряда крупных западных экономистов, таких как В.В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт и других».

Это моё положение перекликается с «аксиомой» теории глобалистики по А.П. Федотову:

«Любая Космическая цивилизация – Земная или внеземная, оставленная на стихийное, неуправляемое развитие, растрачивает свою творческую энергию на бессмысленную войну «внутри общества» за планетное господство и материальное богатство, выходит за «антропогенные» пределы своей планеты и погибает на ранней стадии своего развития».

- 4 -

Незадолго до своей кончины известный советский ученый-палеонтолог, писатель-фантаст, последователь учения о ноосфере В.И. Вернадского Иван Антонович Ефремов написал научно-фантастический роман, который я определяю как своеобразное «завещание» и «пророчество», обращенное как к будущим поколениям в нашей стране, так и в целом к будущему человечеству. Великого ученого и не менее великого мыслителя, в моей оценке - Титана Эпохи Русского Возрождения, её вернадскианского цикла, мучила мысль будущего прорыва человечества из «Эры Разобщенного Мира», в котором случались «чудовищные массовые психозы», «приводившие к уничтожению культуры и избиению лучших», и который олицетворяет по И.А. Ефремову капитализм, в «Эру Встретившихся Рук», в которой действует закон кооперации.

И.А. Ефремов «языком» своих героев в романе предупреждает, что в Космосе есть планеты, на которых «есть всё для жизни: голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, теплое светило», но «ветры перевивают мёртвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы – единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь», потому что «мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и всё живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса».

Роман «Час быка» Ефремова – это философия веры в человека, своеобразная апология человека и человечества одновременно, которая пронизывает как жизнь каждого человека – самоутверждение в себе, (через свою жизнь), высокого звания человека (и таких примеров в истории русской и советской культуры много; один из ярких таких примеров – Николай Островский и его герой из романа «Как закалялась сталь» – Павка Корчагин, образ которого вдохновлял советских бойцов на подвиг и на героизм в борьбе с гитлеровско-фашистскими захватчиками в Великую Отечественную войну), так и самоутверждение человечества на Земле, а затем в Космосе как Разума – Ноосферно-Космического Разума.

Герой романа Вир Норин говорит, как бы обращаясь и к нам, людям Земли начала XXI века:

«…Наука не знает и не может знать всей необъятности мира. И вера в то, что она уже нашла все решения всех проблем, приведёт к катастрофе. Ни одно из открытий, ни один из величайших законов не окончательны. Думают о полноте и законченности науки обычно догматические умы в математике, но ведь это одно и то же, как если бы историк решил, что история завершена. Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встает перед нами… Мы на Земле представляем науку как необъятную работу, устремляющуюся вдаль на миллиарды парсеков и в будущие поколения на тысячи веков. Так сложна и загадочна Вселенная…

…В её настоящем виде эта сложность настолько велика и глубока, что мы не можем играть с природой…

…Лишь соединение всех сторон человеческого познания помогло нам подняться выше этой игры…

…Гуманизм и бесчеловечность в науке идут рядом… Тонкая грань разделяет их, и нужно быть очень чистым и честным человеком, чтобы не сорваться».

Как предупреждение, обращенное к тем, кто заколдован «цифровой магией» и делает ставку на «оцифровку мира человека» в пространстве диктатуры капиталократии, как на стратегию спасения рыночно-капиталистической системы, в первую очередь строя мировой финансовой капиталократии, а так же к тем ученым, кто технологический детерминизм поставил «выше» социального, формационного детерминизма, звучит мысль Ефремова, за которой явно просматривается императив будущего ноосферного преобразования науки, образования и мира бытия человека на Земле.

Эта мысль, которая высказана И.А. Ефремовым 50 лет назад, настолько современна, как будто она обращена к нашему миру, уверовавшему в «цифровое будущее», несмотря на все грозные экологические признаки процессов экологической катастрофы:

«Синтетическое познание и просвещение народа у вас даже не считаются обязательными компонентами научного исследования, а ведь это и есть основные столпы науки. Поэтому и получается то нагромождение дешевой информации скороспелых открытий, добытой без размышлений и долгого отбора, которое не даёт вам взглянуть на широкие просторы мира познания. В то же время надменность молодых исследователей, по сути дела – невежественных технологов, воображающих себя учеными, доходит до того, что они мечтают о переустройстве вселенной, даже не приблизившись к представлению о сложности её законов…

…Даже слабые люди закаляются в совместной борьбе…, становятся способными на величайшее самоотвержение…».

Императив выживаемости как императив выхода из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, взыскует к чистоте, честности и к высокой ответственности ученого! Ведь его призвание – служить Правде!

Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это одновременно и Эпоха Ноосферной Апологии Человека – и, соответственно, Человечества, проверка человека на соответствие показателям ноосферного качества!

Это проверка нас, людей, на Земле Будущим. И проверка эта и есть Роды Действительного Разума и Ноосферный Социалистический Прорыв человечества, который «рождается» в России!

Субетто А.И., доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, советник по ноосферному образованию Смольного института РАО, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, вице-президент Петровской академии наук и искусств, почетный профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, председатель Санкт-Петербургского отделения и Философского Совета Русского Космического Общества (Санкт-Петербург, Россия)



[1] Субетто А.И. Слово (словесная вязь коротких мыслей). – СПб. – Кострома; КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012, с. 66