Созвездие видений

#Научно-образовательная и просветительская газета "Природа-Общество-Человек: ноосферное устойчивое ра

Вступительное слово ведущего рубрики

«Знает ли воробей, что на душе у аиста?»

(старинная японская пословица)


Многие из нас опрометчиво считают, что лучшие традиции советской фантастики давно и капитально похоронены под мощной лавиной дешевой фантастической литературы, буквально обрушавшейся на нас в «лихие девяностые». Всёе же мы прошли через это разочарование: книги, написанные словно под копирку, похожие одна на другую как сиамские близнецы, по содержанию подозрительно напоминающие пресловутые квесты компьютерных игрушек. Нагромождение бессвязных и невнятных сюжетных линий, где зачастую отсутствует даже сама идея...

Но читая новый рассказ нашего современника, замечательного фантаста Геннадия Ивановича Тищенко, уже хорошо известного нашим читателям (см выпуск №12, август 2018 г.) мы отчетливо понимаем, что ОНА ВСЁ ЕЩЁ ЕСТЬ! В смысле есть надежда на возрождение настоящей добротной отечественной фантастики в духе Геннадия Гора, Владимира Михайлова, Ольги Ларионовой ‒ той фантастики, которая заставляет нас плакать, смеяться, переживать вместе с героями и самое главное: побуждает задуматься над теми вопросами, на которые мы заведомо никогда не получим точного ответа. Недаром их называют вечными…

Итак, ещё одним русским фантастом вновь затронута сложнейшая и неисчерпаемая тема прогрессорства, порожденная некогда гением братьев Стругацких и отраженная в целом цикле их культовых романов из так называемого «прогрессорского цикла». Как же поведёт себя этот очередной «жук в муравейнике» ‒ человек Грядущего в мире Прошлого, точнее в одном из альтернативных его отражений? Невольно вспоминается общеизвестная старинная японская пословица, которая в дословном переводе звучит так: «Разве могут ласточки и воробьи знать думы аиста?».

Автор, кстати, явно не озабочен необходимостью ограничивать себя в количестве пространственно-временных измерений: сколько векторов вероятностей ,столько и реальностей ‒ бесконечно разнообразных и невообразимых, но… разве разумно подпускать ребёнка из «каменного века атомных игр» к серьёзным знаниям Высшей причинности? Да и зачем? Чтобы он попытался сыграть нам «собачий вальс» на клавишах... ядерного реактора?!

Чем может помочь посланец-разведчик из «Прекрасного далёка»: цивилизации, стоящей у самого края пропасти? Что может её спасти и есть ли гарантия такого спасения вообще? Может быть цена будет слишком высокой для нашего героя. А если есть ещё один фактор, который полностью меняет весь расклад?

Плохой тон ‒ чуть ли не полностью пересказывать содержание ещё в предисловии. Пусть же в нем, как и в самом рассказе Геннадия Ивановича Тищенко остается толика прекрасной недосказанности….