Теория этногенеза Л.Н. Гумилева и гелиобиология А.Л. Чижевского

#Международная научная конференция «Ноосферное образование в евразийском пространстве»

2.1.Основания синтеза

ХХ век все дальше удаляется от нас, в том числе и от тех (к кем причисляет себя и автор), которые прожили большую половину ХХ века и еще несут в своей памяти его исторические перипетии.

ХХ век – это не только век исторического трагизма, появления реального социализма как новой формы бытия, в которой раскрепощается человек труда – человек созидающий и творящий, век двух мировых империалистических войн, век начала социалистической эры, но и век великих научных открытий и свершений, итоговая оценка которым еще не осуществлена, поскольку слишком мала историческая дистанция.

Среди этих свершений особое место занимают научные прорывы, которые творились в России – СССР, творились гением русского народа в первую очередь, и которые, в моей оценке, являются частью свершающейся исторической логики Эпохи Русского Возрождения [14], начавшейся с «Петровско-Ломоносовского цикла» в XVIII веке и продолжающейся и в ХХ-ом, и в XXI-м веке в форме «Вернадскианского цикла».

В этом цикле особое значение имеют учение о ноосфере В.И.Вернадского (1863 – 1945), открытие гелиобиологии А.Л.Чижевским (1897 – 1964) и теория этногенеза, историческая этнология Л.Н.Гумилева (1912 – 1992).

Автором в 1997 году развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского на рубеже ХХ и XXI веков, которое предстает, как ноосфероориентированный междисциплинарный синтез всех наук предложено назвать «Ноосферизмом». Одновременно Ноосферизм рассматривается автором как эпоха спасения человечества от неминуемой экологической гибели к середине XXI века на рыночно-капиталистическом пути агрессивного природопотребления в форме перехода человечества к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, т.е. к Ноосферному Социализму.Аргументация, логика синтеза Ноосферизма, его теоретический базис раскрыты автором в монографии «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм» (2001, [15]), а также выпущенных 10 томах 13-томного собрания сочинений автора «Ноосферизм» (2006–2017).

В этом году исполнилось 107 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилева и 27 лет с момента его ухода из жизни.

Жизнь Л.Н.Гумилева, как и жизнь А.Л.Чижевского, были сложны, отдельными периодами трагичны. В них отразилась трагичность истории человечества в ХХ веке, в том числе и трагичность истории России – СССР в это время. Но эти жизни были прекрасны своим творческим пафосом. Они – яркий пример такой гениальности творчества и исследования, которая взламывает прессинг сложившихся социальных стереотипов и научных представлений.

Выдвигаемый автором впервые ракурс взгляда на особый тип единства в линиях творчества Л.Н.Гумилева и А.Л.Чижевского,выраженного связью в движении монолита разумного живого вещества, то бишь человечества, в пространстве Биосферы с цикликой воздействия на Биосферу Солнца и Космоса, появился неслучайно. Он вызван как работой над творческим наследием Александра Леонидовича Чижевского, которая завершилось книгой об А.Л.Чижевском «Гений эпохи русского Возрождения: Творчество Александра Леонидовича Чижевского в логике ноосферно-ориентированного синтеза наук в ХХ веке» (2007)[1] [1], так продолжающимся исследованием творческого наследия Льва Николаевича Гумилевас позиций Ноосферизма на протяжении более, чем 25 лет. При этом теория этногенеза Л.Н.Гумилева и гелиобиология А.Л.Чижевского рассматриваются как важные компоненты становящегося ноосферного человековедения.

2.2.1939 год – вершина мирового признания А.Л.Чижевского и год открытия Л.Н.Гумилевым явления пассионарности

Выдвигается теоретическое положение, что теорию этногенеза Л.Н.Гумилеваи гелиобиологию А.Л.Чижевского объединяет то, что может быть названа «гелиокосмической революцией в общей научной картине мира».

Жизни А.Л.Чижевского и Л.Н.Гумилева охватывают почти весь ХХ-й век.

В 1939 году, когда в Нью-Йорке на Международном конгрессе по биологической физике и биологической космологии, проходящем с 11 по 16 сентября, произошло мировое признание громаднейшего вклада в биологическую физику и биологическую космологию Александра Леонидовича Чижевского в виде «Меморандума о научных трудах д-ра А.Л.Чижевского», зафиксировавшего за ним 22 мировых приоритета [1], Лев Николаевич Гумилев (правда, в марте-месяце) делает открытие о существовании явления «пассионарности» в логике этногенеза[2, с.31].

В «Биографии научной теории или Автонекрологе» Лев Николаевич отмечает: «Пассионарность. Это слово вместе с его внутренним смыслом и многообещающим содержанием в марте 1939 года проникло в мозг автора как удар молнии» [2, с.31].

Именно это открытие привело его к работам Берталанфи и Вернадского в этом же году.

«Благодаря соединению геобиохимии и системологии с исторической географией становится понятной причинная связь между биохимической энергией живого вещества биосферы и отдельными системами – от микроорганизма до суперэтноса. Системы работают на биохимической энергии, абсорбируя (поглощая ее из окружающей среды) и выдавая излишек в виде работы (в физическом смысле). Оптимальное состояние, или гармоничность системы, будь то один человек или многолюдный этнос, – это когда количества энергии, идущей на нужды самого организма и на пассионарность, равны. Тогда они уравновешивают друг друга, и система крепка. Если мутант абсорбирует больше энергии, он должен ее истратить, а путь к этому только один – деяния», – пишет ученый-мыслитель, вспоминая свое открытие в 1939 году, когда он был еще студентом [2, с.32].

В монографии «Этногенез и биосфера Земли» (1989) Гумилев, размышляя о возможных источниках пассионарных толчков, прямо указывает на космический источник:

«...Говоря о возможных источниках пассионарных толчков, мы не отбросили только одну гипотезу – космическое излучение. Правда, при нынешнем уровне знаний о ближнем космосе, эта гипотеза не может быть строго доказана, но зато она не встречает фактов, ей противоречащих. Если эта гипотеза и в дальнейшем не встретит противоречащих ей фактов, то этнология даст возможность получить данные о состояниях ближнего космоса и его контактах с поверхностью Земли в эпохи, строго фиксируемых абсолютной хронологией»[3, с.473].

Судя по оставленным статьям и книгам, Лев Николаевич Гумилев не знал творчества, исследований Александра Леонидовича Чижевского (по крайней мере в 30-х – 40-х годах). Тем более удивляет тот факт, насколько много объединяющих их творчество моментов.

2.3. «Гелио-историко-системогенетический прорыв»: историометрия, как историческая гелиогенетическая циклометрия, и гелиобиология.

Что сделал Чижевский в контекст заданной темы?

Первое. Чижевским, первым в мировой науке, в период с 1917 по 1924гг., бывало доказано, что роль Солнца для природы, живого вещества Биосферы определяется не только постоянно излучаемой энергией, но и периодическими изменениями его активности. Циклы активности Солнца (вспышек магнитоэлектрической активности) «выступают циклозадатчиками по отношению к циклике биологических, социобиологических, психических процессов на Земле, которые в свою очередь становятся внешними циклозадатчиками по отношению к историческим процессам, т.е. истории человечества» [1, с.31].

Второе. Чижевский фактически осуществил, по оценке автора, «гелио-историко-системогенетический прорыв»,который нашел отражение в трех основных положениях его теоретической системы [1, с.47]:

«первое: это появление историометрии как исторической циклометрии, фиксируемой с помощью «кривых всемирной истории человечества»;

«второе: это фиксация гелиогенетической колебательности в плотности исторических событий, которая может трактоваться как фиксация гелиогенетической цикличности социальной эволюции и соответственно эволюции монолита разумного живого вещества (в лице человечества), погруженного в живое вещество Биосферы. К.Э.Циолковский, обсуждая этот результат с Чижевским, правильно назвал как частную форму этой фиксации – «функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца»;

«третье: история человечества как форма его социальной эволюции наряду с имманентно присущими социальными законами и закономерностями, находится под воздействием ее биологического субстрата – биологического субстрата человечества, через который на ход истории влияют циклозадатчики Солнца и в целом Космоса, как надсистем, в которые погружены Земля, Биосфера и как ее часть – человечество, коллективной человеческий разум».

Именно эти положения находят развернутую аргументацию в трудах А.Л. Чижевского «Физические факторы исторического процесса» (1924) и «Земля в объятиях Солнца». Отдельный фрагмент последнего капитального труда увидел свет в 1928 году в парижском издательстве «Гиппократ» под названием «Les Epidemies et les perturbations electromagnetiques dumilien exterieur», а потом издан в СССР в 1973 году под названием «Земное эхо солнечных бурь».

Чижевским было доказано:

Влияние периодической деятельности Солнца на физический мир Земли,в том числе энергетическое влияние солнечного излучения на физические и химические процессы на Земле;

Связь цикличности активности Солнца с цикличностью эпидемических катастроф,в том числе «психических эпидемий»;

Наличие корреляции между циклами активности во всемирно-историческом процессе(войны, революции, массовые движения) с циклической деятельностью Солнца, с эпохами максимумов и минимумов солнцедеятельности [1, с.57].

Данные результаты определили, наряду с работами по теории аэроионификации, по электронной медицине, основания для создания Чижевским гелиобиологии и космобиологии. Его приоритет в этих областях был признан на Международным конгрессе по биологической физике и биологической космологии, в «Меморандуме» которого он был назван «Леонардо да Винчи ХХ-го века».

Гелиобиологическая концепция по А.Л.Чижевскому есть одновременно и космобиологическая концепция. Последняя выражается в том, что в полиикличности процессов в Биосфере на планете Земля в целом отражается «биение общемирового пульса»[4, с.88], «космический пульс жизни»[5]. В этом «пульсе» проявляется «иерархия циклов земных процессов в зависимости от аналогичных периодов магнитной возмущенности и солнечной активности (измеряемой числами Вольфа и другими индексами). Хорошо известны 5-6, 11, 22, 33-35-летние, а также 90-летние солнечные и климатические циклы, находившие отражение в динамике биосферы (засухи, наводнения и т.п. и их, например, биологические последствия)»[4, с. 88, 89].

В рамках гелио-космо-биологии Чижевским создана концепция психических эпидемий. Он доказательно показал, что периодические «пожары» (метафора!) в форме психических эпидемий отражали воздействия солнечно-энергетической цикличности на нервную систему и психику людей, в целом на социальную психологию масс людей [1, с.59].

Подытоживая вклад А.Л.Чижевскогов то, что автор называет гелио-космической революцией в системе общей научной картины мира в ХХ веке,я отмечал в [1, с.60]:

«Заслуга Чижевского состоит в том, что он первый доказательно показал наличие такого циклического гелиобиологического детерминизма в самом потоке исторической событийности на основе метода (таблиц) синхронизации солнечной циклики и историко-событийной циклики. Эта линия отечественной мысли получила подтверждение в исторической этнологии Л.Н.Гумилева, в открытом им действии «космического пульса жизни» в виде «пассионарных толчков» в процессах этногенеза (этносферы) во взаимодействии с Биосферой. Вопрос, стоящий перед современниками стоит в том, чтобы не впасть в биологизаторство оснований истории, это будет крупной методологической ошибкой, а соблюсти меру диалектической логики, в которой и учитывалось бы воздействие «того огромного биологического вихря», о котором пишет Чижевский».

Анализируя космическую философию А.Л.Чижевского, автором было выделено 7-мь её особенностей [1, с.92-96]:

«Солнечность»:доминанта понимания особой роли солнечно-биосферных связей в циклической динамике живого вещества Биосферы («Лишь Солнце, освещающее разум, дает права существованию Единой философии Природы…»[4, с.242]);

Доминанта циклического (ритмологического) мировоззрения(Космос «не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником» [4, с.244]);

«Энергетический космизм» [4, с.244]. Здесь сходство взглядов А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского и Л.Н.Гумилева может быть оценено как их единство. Чижевский подчеркивает момент превращения космической, прежде всего – солнечной энергии, в энергию психических и социальных процессов. В.И.Вернадский в аналогичном контексте писал о связях геохимической энергии и «энергии культуры». Л.Н.Гумилев пишет о гипотезе космического источника пассионарных толчков в запуске циклов этногенеза. «Энергетический космизм» находит свое развитие в работах В.П.Казначеева, А.Н.Дмитриева, И.Ф.Мингазова, Е.А.Спирина[6, 7] и др. отечественных ученых;

Космический витализм, соединенный с географическим детерминизмом, с антропогеографией. Чижевский реабилитирует положения географического детерминизма, особенностей зависимости хозяйствования человека от природных явлений. Это же положение находит яркое развитие в теории этногенеза Л.Н.Гумилева;

Холизм космического мышления,который характерен в целом для Русского Космизма («…отдельные части… связаны друг с другом крепчайшими узами родства» [8, с.66]; Чижевский исходит из утверждения, «что единый принцип, создающий наш мир, один и тот же, и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего закона во всей Вселенной»[4, с.246]);

Универсальный эволюционизм, чертами которого выступают: цикличность, спиральность развития, полидетерминизм;

Ноосферность, которая под воздействием трудов В.И.Вернадского по биосфере и ноосфере имплицитно присутствует в космофилософии А.Л.Чижевского. И.Ф.Малов и В.А.Фролов [8] указывают что «меморандум Вернадского – Чижевского» о космической организованности предстает одновременно как меморандум космоноосферыбудущей космоноосферной организации системы «Человечество – Биосфера Земли – Земля – Солнечная система – Космос» (выдел. нами, С.А.).

2.4.Теория этногенеза и историческая этнология Л.Н. Гумилева в парадигме гелиокосмической революции

Л.Н.Гумилев выстраивает теорию этногенеза и историческую этнологию также в логике реабилитации географического детерминизма и в основаниях, достаточно близких, а иногда и тождественных, основаниям космической биологии А.Л.Чижевского.

С определенной условностью (т.е. с определенными, иногда и существенными, оговорками) теорию этногенеза – этнологию Л.Н.Гумилева можно рассматривать как развитие гелио-космо-биологии Чижевского, находящей свое подтверждение на материале этносов-циклов, в которых большую роль играют пассионарные толчки, связанные с гелиокосмической и теллурической энергиями, с цикликой их воздействия на живое вещество человечества через его этническую организацию («этническую форму движения материи» [2, с.17]).

Можно сформировать положение, что гумилевские теория этногенеза и историческая онтология появилисьв потоке гелиокосмической революции в науке, как парадигмальной революции.

Энергетизм этногенеза Л.Н.Гумилев связывает с «биохимической энергией живого вещества» по Вернадскому, не расшифровывая ее происхождение. Но в дальнейшем он приходит к гипотезе, что ее проявления, циклика или ритм, несут на себе влияние космобиосферных связей, которые затем трансформируются в этно-биосферные связи[3].

Этногенез есть этногенетический полидетерминизм, в котором раскрывается взаимодействие «истории», «географии – ландшафтоведения», « экологии» и «генетики» [2, с.44]. Этническое поведение выражает собой этноэволюционную приспособляемость человека, в первую очередь, к кормящему ландшафту [2, с77]. Таким образом, ландшафт (природа) влияет на этногенез, а этногенез изменяет ландшафт, как бы преобразует его под себя [2, с.77].

Этнос, таким образом, предстает как своеобразная форма динамического, неравновесного равновесия между человеком и геобиоценозом, в основе которого лежит обмен энергиями [2, с.129]. Пассионарность, как способность человека к «целенаправленным сверхнапряжениям»[2, с.129], появляется в результате мощных приливов энергии извне в живое вещество коллективов людей, которые под их воздействием включаются в цикл становления нового этноса, цикл жизни которого по Гумилеву, по длительности, составляет ~ 1200 лет.

В объяснении физико-энергетического основания этногенеза Лев Николаевич полностью становится на позиции учения о Биосфере В.И.Вернадского. Он цитирует работу Вернадского«Химическое строение биосферы земли и ее окружения» (1965) [2, с.132]:

«Все живое представляет непрерывно изменяющуюся совокупность организмов, между собой связанных и подверженных эволюционному процессу в течение геологического времени… Чем более длительно существование, если нет никаких равноценных явлений, действующих в противоположную сторону, тем ближе к нулю будет свободная энергия», т.е. «энергия живого вещества, которая проявляется в сторону обратную энтропии. Ибо действием живого вещества создается развитие свободной энергии, способной производить работу».

В.П.Казначеев и Е.А.Спирин закон, по которому живые системы в Биосфере производят большую внешнюю работу, чем внутреннюю, действуя против второго начала термодинамики и производя негэнтропию (растущую организованность Биосферы), назвали «законом Байэра-Вернадского» [6]. Л.Н.Гумилев показывает, что такой же закон-аналог действует в этногенезе.

Обращаясь к учению о ноосфере В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилевв 1989г. предупреждает и нас, своих современников в России, и будущие поколения России и человечества:

«В наше время сказание о Вавилонской башне из символа перерастает в миф. Перед современным человечеством, становящимся в эпоху перехода к ноосфере единой земной цивилизацией, со всей остротой встают два вопроса: найти общий язык между народами и государствами и общий язык с природой. Не решения этих задач – гибель. В первом случае, имея в виду ядерную войну, – мгновенная. Во втором, – в результате тотальной экологической катастрофы – медленная и мучительная. Поэтому для обеспечения политической, экономической и экологической безопасности народов, необходимо, как писал Вернадский, «государственное объединение усилий всего человечества», с самым широким участием всех людей в деле создания ноосферы – сферы разума. Человечества, стоящего на платформе планетарного патриотизма. Альтернатива этому – путь в некросферу – сферу смерти»[2, с.318] (выдел. нами, С.А.).

Л.Н.Гумилев утверждает, что становление «эпохи ноосферы» возможно,и это показывает, в том числе, теория этногенеза. Косвенно он, на материалах взаимодействия этносов и ландшафтов на протяжении истории, подтвердил действие закона квантитативно-компенсаторной функции А.Л.Чижевского [1, 6]: «Если бы процессы истребления ландшафтов не прерывались восстановительными периодами, то уже в эпоху неолита земля стала бы пустыней»[2, с. 320].

Таким образом, космоноосферная устремленность человечества как форма спасения человечества и России от экологической гибели, которая, по оценке автора, как результат развития уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, может стать реальностью уже к середине XXI века, разделялась в последние годы жизни Львом Николаевичем Гумилевым. Но космоноосферное спасение произойдет тогда, когда человечество сможет укротить свою «повышенную адаптивность и агрессивность Homosapiens, одного из компонентов биосферы планеты Земля» [3, с.228].

Открытием Л.Н.Гумилева является «внутриэтническая эволюция, которая равно не похожа на социальную и биологическую»[3, с.235], и движителем которой является процесс перехода к «этноландшафтному равновесию»[3, с.235]. Этнос предстает как преобразователь циклики гелиокосмического воздействия на Землю и живое вещество Биосферы в циклику этно-социальной эволюции, как преобразователь развития общества через его этническую субстанцию [11]. Этот момент пытаются не замечать многие современные социологи. Но именно здесь кроятся истоки витальной социологии – социологии жизненных сил, которые развивала алтайская научная школа социологов во главе с С.И.Григорьевым [9, 10], к сожалению в этом, 2019 году, ушедшим из жизни.

Историческая этнология, теория этногенеза дает очень много для понимания категории жизненных сил общества Л.Н.Гумилев замечает:

«…биологическая эволюция внутри вида Homosapiens сохраняется, но приобретает черты, не свойственные прочим видам животных. Филогенез преображается в этногенез»[3, с.23]. И антропосфера как бы включает в себя «этносферу» [2] (понятие введенное Л.Н.Гумилевым). Автор считает, что исследования-обобщения В.Ю.Татура в области эпигенетики, представленные в нашей монографии дают дополнительные основания для понимания сложных связей социального, этнического и биологического измерений эволюции человека на Земле.

Таким образом, гелио и космо-биология в парадигме А.Л.Чижевского благодаря теории этногенеза и этнологии Л.Н.Гумилева расширяет свои основания, включают в себя этот особый, трансформированный тип биологичности человека – его этнобиологичность. При этом этнобиологичность человека не есть только биологичность, а есть и этносоциальность человека.

Иными словами, этнос есть особая форма проявления эволюции человека как биосоциального существа.В этносе происходит синтез биологической и социальной эволюции, приводящий к новому качеству биологической эволюции человека – этнической, циклика или ритм которой проявляет воздействие циклики или ритма «матери-Природы» – Биосферы, Земли, Солнца, Космоса на живое вещество человечества, народов, этносов, и через него – на историю человечества, частью которой является циклика или ритм этноистории человечества, открытые Л.Н.Гумилевым.

Этнология по Л.Н.Гумилеву входит в теоретический базис Ноосферизма. Без нее мы не поймем всю сложность проблемы управления социоприродной эволюцией, которую должен решить коллективный разум человечества, чтобы выйти из исторического тупика в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, порожденной рыночно-капиталистической формой хозяйствования и на этой основе агрессивного природопотребления. Следует помнить предостережение великого русского мыслителя: «вандализм не ограничивает поле своей деятельности памятниками искусства. Он еще более губителен, когда его объектам является беззащитная природа»[3, с.447].

В теорию этногенеза Л.Н.Гумилев вводит биполярность этнической эволюции, на базе которой формируется своеобразная диалектика этноэволюции. Он противопоставляет образованию этносов как систем «антисистемы» или «химеры», которые не являются в подлинном смысле этносами, поскольку разрушают природную среду на базе «массированной дезинформации» [3, с.454].

Здесь проявляется «ложь» антисистем. Образование «антисистем» по Гумилеву происходит при «совмещении двух суперэтносов».

Л.Н.Гумилев замечает:

«Нами была предложена концепция этноса как поля биофизических колебаний с определенной частотой или ритмом. Теперь она находит подтверждение. Когда два разных ритма накладываются друг на друга, возникает своего рода какофония, воспринимаемая людьми как нечто противоестественное… тогда люди начинают не любить вмещающую их географическую среду, искать выхода при помощи строгой логики и оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно»[3, с.457].

Поэтому Гумилев, обращаясь к будущему сознанию будущих людей (автор называет его ноосферным), приходит к выводу об особом значении такого качества человека как совесть.

«Теперь-то мы знаем, что все философские учения и пророческие речения – только биосферные импульсы, отраженные какой-либо гранью великого вакуума, подстерегающего Жизнь на каждом шагу. И ради этого из Бездны в Мир пробиты черные дыры, каждая из которых называется «личное сознание». Хорошо бы поставить на них заслонки, именуемые «совесть», – пишет Лев Николаевич.

И далее продолжает:

«А сам пассионарный толчок, который был описан как эмпирическое обобщение (наше замечание: в соответствии с понятием эмпирического обобщения по В.И.Вернадскому),объясняющее колебания этносферы, явно неземного происхождения. Уже то, что оси зон толчков располагаются на поверхности планеты, как линии, концы которой ограничены кривизной планеты, а перпендикуляры к ним проходят через центр Земли, указывает на зависимость оси толчка от магнитного поля планеты. Предположение, что эти энергетические удары по Земле идут не от Солнца, а из рассеянной энергии галактики, нашло уточнение. Американский астроном Джон Эдди обнаружил, что деятельность Солнца варьирует настолько, что даже 11-летний цикл активности солнечных пятен не прослеживается. На основе этих выводов Джон Эдди составил график солнечной активности за пять тысяч лет.[2] И оказалось, что все датированные пассионарные толчки хронологически совпадают с минимумами солнечной активности либо с периодами ее спада. Это уже закономерность, позволяющая интерпретировать явление. При уменьшении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются, и отдельные кванты или пучки излучения могут достигать земной поверхности. А жесткое излучение, как известно, вызывает мутации… Мы не одиноки в мире! Близкий Космос принимает участие в охране природы, а наше дело – не портить ее. Она не только наш дом, она – мы сами. Ради этого тезиса и был написан трактат, который теперь закончен. Посвящаю его великому делу охраны природной среды от антисистем»[3, с.468, 469].

Так закончил научный трактат (так назвал свою монографию) «Этногенез и биосфера Земли» Лев Николаевич Гумилев.

Изложенное, автор считает, показывает преемственность творчества А.Л.Чижевского и Л.Н.Гумилева, в основе которой лежит Русский Космизм, учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского. Эта преемственность предстает как единый поток преобразования единой научной картины мира, который автор предлагает назвать гелиокосмической революцией в системе научного знания, порожденной совместным творчеством Чижевского – Гумилева.

Эта революция, как писал автор в 2003 году, может рассматриваться как часть «вернадскианской революции в системе научного мировоззрения», вектор которой устремлен к поиску научных оснований «ноосферы будущего»[12], к формированию Ноосферизма как «новой модели бытия, социоприродного гомеостаза, …новой философии, новой научной картины мира, нового качества человека», в которой действует кредо И.Пригожина: «Пассивная Вселенная не способна порождать созидающую Вселенную»[12, с.9].

2.5. Вернадскианский цикл Эпохи Русского Возрождения и меморандум Вернадского – Чижевского

В работе о А.Л.Чижевском[1] автор писал о том, что «Вернадскианский цикл» есть цикл, в котором зрелость в развитии русского синтетизма (или холизма) трансформируется в зрелость космических устремлений гения русского народа, что главными для этого периода знаковыми фигурами, Титанами Русского Возрождения, являются:

В.И.Вернадский – создатель учения о Биосфере и Ноосфере;

С.Н.Булгаков – создатель учения о космической функции хозяйства;

К.Э.Циолковский – создатель теории реактивного движения и ракетных полетов человека к другим планетам солнечной системы и к звездным мирам, освоения космического пространства и космической философии;

А.Л.Чижевский – создатель космобиологии и гелиобиологии, влияния циклики солнечно-биосферных связей на пульсацию живого вещества биосферы;

Л.Н.Гумилевсоздатель теории этногенеза и связей Этносферы и Биосферы Земли.

Эти все пять знаковых фигур ярко выражают космическую устремленность Эпохи Русского Возрождения, на основаниях которой формируется Ноосферизм – новый синтез наук и научного мировоззрения XXI века и одновременно символ новой эпохи, новой истории, в котором человек становится со-творцом и со-гармонителем в прогрессивной эволюции планеты Земля, Биосферы, а в будущем – Космоса.

В.И.Вернадский писал, что как Биосфера, так и «процессы Земли» есть «создание Солнца»,что люди – «дети Солнца», что «Биосфера не может быть понята в явлениях, на ней происходящих, если будет упущена эта ее резко выступающая связь со строением всего космического механизма»[8, с.65].

А.Л.Чижевский, независимо от Вернадского, приходит к такой же мысли, которую автор в [1] назвал «императивом познания»:

«…наружный лик Земли и жизнь, наполняющая его, является результатом творческого воздействия космических сил»;

«…люди и все твари земные являются поистине «детьми Солнца»;

«эруптивная (взрывная – ред.) деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины – великой электромагнитной жизни Вселенной» со своими «пульсом», периодами и ритмами;

«…жизнь… в большей степени есть явление космическое, чем земное…» и создана «воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли»;

«…перед нашими изумленными взорами развертывается картина великолепного здания мира, отдельные части которого связаны друг с другом крепчайшими узами родства»[8, с.65, 66].

И.Ф.Малов и В.А.Фролов эту единую систему взглядов В.И.Вернадского и А.Л.Чижевскогона космическую организованность Вселенной, в рамках эволюции которой появление жизни и человеческого разума на Земле не являются случайными, назвали «Меморандумом Вернадского – Чижевского». В работе «Ноосферное смысловедение» (2012) [16] автор это название «Меморандума» в определении И.Ф.Малова и В.А.Фролова расширил, назвав его «Меморандум В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского – С.Н.Булгакова», поскольку аналогичное утверждение мы находим в космическойфилософии хозяйства С.Н.Булгакова (см. его «Философию хозяйства» [17].

«Гелиокосмическая революция в научной картине мира» Чижевского – Гумилева находится в логике развития картины мира, заявленной «Меморандумом В.И.Вернадского – А.Л.Чижевского – С.Н.Булгакова».

Официальная наука не спешит с оценками творчества названных автором 5-и главных фигур «Вернадскианского цикла» Эпохи Русского Возрождения, как того они заслуживает. Очевидно, это связано с либерально-западнистскими настроениями в пространстве социально-гуманитарных наук и в целом в системе образования в России начала XXI века. Но Глобальная Экологическая Катастрофа углубляется. Природа отрицает рыночно-капиталистическую форму и мировоззрения, и хозяйствования, как «антисистему» в гумилевском понимании. Императив выживаемости человечества и России в XXI веке действует, и он требует смены нынешнего потребительского общества на общество ноосферное, агрессивного человека-потребителя на человека созидающего, человека-гармонителя, обладающего совестью и Ответственностью за сохранение жизни на Земле. И чтобы такая человеческая революция произошла и требуется ноосферное человековедение и ноосферное образование.

Лев Николаевич Гумилев – Титан Эпохи Русского Возрождения и эта высокая оценка его вклада в логику будущего ноосферного развития становящегося ноосферного человековедения будет еще осуществлена ноосферным человечеством, когда оно прорвется к новому, Ноосферному качеству бытия.

В.П.Казначеев, А.Н.Дмитриев и И.Ф.Мингазов выпустили монографию «Цивилизация в условиях роста энергоемкости природных процессов Земли» (2007), которая продолжает и развивает гелиокосмическую революцию в общей научной картине мира на основе гелиокосмического энергетизма [7]. В этой работе выполнены обобщения новейших научных данных, которые только подтверждают общую линию на понимание жизни на Земле и планеты Земля, Биосферы, Солнца, Солнечной Системы – живых суперорагнизмов («витем» по А.Е.Кулинковичу) как явления космического, связанного с эфиродинамической моделью мира по А.Н.Дмитриеву и В.Л.Дятлову. В этой работе развиваются гелиофизика и гелиобиология, показывается, что жизнью охватываются все этажи мироздания, включая биофильные химические элементы – водород, кислород, углерод, азот, кальций, кремний, фосфор, сера, стронций, барий, цинк, молибден, медь, никель и др. [7, с.131]. На близких к этим обобщениям выводах выстраивает свою «медицину бессмертия» В.В.Волков[13], которая базируется на электромагнитной картине мира и понимании особой роли «света» в жизни вообще, и жизни человека, в частности. А поскольку свет излучается Солнцем, то его необычную систему «медицины бессмертия», исходящей из особой роли водорода, в частности протона и «водородной кислоты» (Н3О), в жизни организмов, можно рассматривать также как часть «гелиокосмической революции» в системе научного мировоззрения.

Александр Леонидович Чижевский и Лев Николаевич Гумилев в своем творчестве дополняют друг друга. Автор только наметил контуры Великого Синтеза их творческих наследий, который еще нужно совершить в рамках ноосфероориентированного синтеза наук и научной картины мира в XXI веке. Имя этому синтезу – Ноосферизм. А «человеческое измерение» Ноосферизма и есть Ноосферное Человековедение – базис становящегося в России Ноосферного образования.

Удивительным является факт, что оба родились осенью с разницей в 15 лет. Это и дало повод автору поразмышлять над единством их творчества в логике гелиокосмической революции в системе научного мировоззрения, которая творилась в России – СССР на протяжении ХХ-го века, и которая продолжается в XXI веке, являясь частью Ноосферно-социалистической революции, которая по прогнозу автора охватит весь XXI век [18].

Литература

1.Субетто А.И.Гений Эпохи Русского Возрождения: Творчество Александра Леонидовича Чижевского в логике ноосферно-ориентированного синтеза наук в ХХ веке (Серия: «Истоки Ноосферизма»). – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 102с.

2.Гумилев Л.Н.Этносфера. История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993. – 544с.

3.Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. – 496с.

4.Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский: 1897 – 1964. – М.: Наука, 2005.

5.Чижевский А.Л.Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. – М.: Мысль, 1995. – 768с.

6.Казначеев В.П., Спирин Е.А.Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. – Новосибирск: «Наука», Сиб. отд., 1991. – 304с.

7.Казначеев В.П., Дмитриев А.Н., Мингазов И.Ф. Цивилизация в условиях роста энергоемкости природных процессов Земли. – Новосибирск, 2007. – 419с.

8.Малов И.Ф., Фролов В.А.Космический меморандум организованности живого мироздания// «Дельфис». Журнал Благотворительного Фонда «Дельфис». – 2006. - №4(48).

9.Григорьев С.И., Субетто А.И.Основы Неклассической социологии. – М.: РУСАКИ, 2000. – 206с.

10.Социология жизненных сил человека – парадигма настоящего и будущего/ Ред. С.И.Григорьев. – М.: 1998.

11.Субетто А.И.Системный анализ современного общества (научный доклад). – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – 88с.

12.Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография)/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.

13.Волков В.В.Медицина бессмертия и 280 лет земной жизни – СПб.: «СФИНКС СПб», «ВАЛЕРИСПД», 2002. – 288с.

14.Субетто А.И.Эпоха Русского Возрождения (Титаны Русского Возрождения) – I. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 500с.

15.Субетто А.И.Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.

16.Субетто А.И.Ноосферное смысловедение/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. – 200с.

17.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М. Наука, 1990. – 412с.

18.Субетто А.И.Ноосферная социалистическая революция XXI века: основания теории: монография/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2016. – 139с.



[1] В 2017 году эта работа автором была издана вторично, в расширенном варианте под названием «А.Л.Чижевский – Титан Эпохи Русского Возрождения и гений, рожденный в «пламени» Великой Октябрьской социалистической революции»

[2]Л.Н.Гумилев делает ссылку на работу: «Эдди Дж. История об исчезнувших солнечных пятнах// Успехи физических наук, 1978. Т.125. Вып.2, с.315-329». Но за 50 лет до Дж.Эдди эту работу обобщения ритма солнечной активности за 5000 лет проделал А.Л.Чижевский. К сожалению, о его работах о гелиобиологии и космобиологии Л.Н.Гумилев не знал. Но мы то знаем.