Роды Действительного – Ноосферного – Разума

#Космическая философия-Космическое право-Космическая деятельность: триединство космического прорыва ч

Роды Действительного – Ноосферного – Разума»

 как предпосылка становления Космической цивилизации человечества

IМеждународная научно-практическая конференция, организуемая Русским Космическим Обществом, посвящена триединству космической философии, космического права и космической деятельности, как основе «космического прорыва человечества».

Само это триединство, как проблема, решение который обуславливает содержание этого триединства, в свою очередь определяется ответом на вопрос:

«в какой парадигме человеческого бытия на Земле, или, выражаясь философским языком, в какой парадигме онтологии человека, и вытекающей из неё – парадигме аксиологии и гносеологии, формируется система представлений об этом космическом триединстве?

– В рыночно-капиталистической, стихийной, на базе институтов частной собственности на средства производства, рынка и закона конкуренции,

или в ноосферно-социалистической (в отдаленном будущем – в ноосферно-коммунистической) управленческой парадигме на базе доминирования общественной собственности на средства производства, управляемой (плановой) экономики, доминирования закона кооперации, научно-образовательного общества, обеспечивающих управляемую социоприродную (Социо-Биосферную) эволюцию?».

Фактически союз «или» в этом вопросе делает этот вопрос «онтологической дилеммой», стоящей перед человечеством и определяющей судьбоносную для него миссию XXI века:

жить и развиваться дальше человечеству, осуществляя Космический Прорыв, и становясь одновременно и Космической цивилизацией, и соответственно Космическим Разумом (что в своих космических прозрениях предсказывал К.Э.Циолковский),

или исчезнуть с лица Земли в «небытие» из-за эколого-рыночно-капиталистической гибели, которую на «повестку дня» XXI века поставили развивающиеся, по моей оценке, уже последние 30 лет, процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы?

В целой серии работ, включая ряд монографий, я доказывал, что вся мировая рыночно-капиталистическая система, которая на деле (с конца ХХ века) является системой глобального империализма (и экономического колониализма) мировой финансовой капиталократии, превратилась в «экологического могильщика» человечества [1 – 3, 13 - 17], и соответственно, если вести речь о его Космическом Прорыве, начавшемся с середины ХХ-го века (с полёта вокруг Земли на космическом аппарате, запущенном с Космодрома Байконур вСССР, Ю.А.Гагарина), – и в «экологического могильщика» всех космических устремлений человеческих интеллекта, труда и дерзаний.

Поэтому в монографии «Юрия Алексеевич Гагарин – символ Ноосферно-Космического Прорыва в Будущее России и человечества» [7], которую я написал в связи с 80-летним юбилеем со дня рождения первого человека на Земле – советского космонавта №1 Юрия Алексеевича Гагарина, открывшего историю реального освоения человечеством Космоса, я специально, и в названии этой своей работы, и в её тексте, сделал акцент на понятии «Ноосферно-Космический Прорыв», означающем собой теоретическое и прогностическое утверждение:

без Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке нет перспектив на развитие его Космического Прорыва, несмотря на все успехи в области космонавтики и в целом космической техники, которые были достигнуты в ХХ-ом веке и в начале XXI-го века.

- 2 -

Космическая деятельность продолжается и в России, и в США, а теперь к ним присоединился и Китай, космические успехи которого во многом были обеспечены с помощи СССР. Эти страны посылают в космическое полёты вокруг Земли с теми или иными исследовательскими задачами своих космонавтов (американцы называют их астронавтами). Список стран, которые посылают свои летательные аппараты в Ближний и Дальний Космосы увеличился. В «пул» космических держав вошли Индия, Франция, Великобритания, Северная Корея.

Парадокс нашего исторического времени состоит в том, что развитие ракетно-ядерной мощи ряда стран мира, запуск мощного коллайдера в качестве реализации международного научного проекта в Швейцарии, достижения в области космонавтики происходят:

не только на фоне растущей геополитической конкуренции стран мира, в первую очередь США, а за ними – строя мировой финансовой капиталократии, за господство над миром и его ресурсами,

но (что часто эксперты многих стран мира упускают из поля зрения) и на фоне ускоряющихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Понятие «первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы» введено мною в начале 90-х годов в ряде работ. Этим понятием я подчеркнул, что с рубежа 80-х – 90-х годов ХХ-го века уже недостаточно рассуждать о глобальном экологическом кризисе (это понятие вошло в научный оборот, в научно-геополитическую и глобально-экологическую рефлексию уже с конца 50-х годов ХХ века), о глобальных экологических проблемах.

Мир и человечество вступило в более острую фазу глобального экологического кризиса – катастрофическую, но в такой тип эколого-катастрофической ситуации, в которой ещё «точка невозврата» человечеством не пройдена и у человечества еще есть ресурс времени для того, чтобы осознать эту опасность и резко изменить само качество своего бытия на Земле, встав на путь единственной модели устойчивого развития – путь управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта (или что тоже самое – коллективного разума), научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма, перерастающего в отдаленном будущем в Ноосферной Коммунизм [1 – 6, 11 - 7].

Мир вступил в Эпоху Великого Эволюционного Перелома [1, 2, 4, 5, 8, 9], которой не знало человечество за все время с момента своего зарождения и становления (время антропогенеза) на Земле.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы предстает как своеобразная манифестация о начале такой Эпохи.

Одном из главных «измерений» Эпохи Великого Эволюционного Перелома – это «Роды Действительного – Ноосферного – Разума» [9], которые означают собой революцию в эволюции человеческого Разума [10], в свою очередь, входящей в Ноосферную человеческую революцию и одновременно в своеобразную «Ноосферную Апологию Человечества» [11].

- 3 -

В.П.Казначеев в ряде работ, в том числе – в «Очерках о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля» (соавтор – А.В.Трофимов), обобщая идеи космической философии К.Э.Циолковского, вводит «антропный принцип Циолковского».

Он так формулируется [18, с. 292]:

«Эволюция Вселенной как разумного образования, как разумного интеллектуального пространства формирует Наблюдателя (или Наблюдателей), который приобретает свойства самоотражения Вселенной и в этом самоотражении находит новые пути эволюции самой Вселенной. Идёт вселенский отбор. И те цивилизации, которые противоречат её эволюции, её неустойчивой равновесности в сторону бифуркации, отрицательных воздействий, исчезают».

В «Ноосферной апологии человечества» (2018) я так сформулировал «Антропный принцип Циолковского» [11, с. 9]:

«Антропный принцип Циолковского состоит в утверждении, что прогрессивная эволюция Космоса такова, что она обязательно, вследствие действия законов этой эволюции, приводит к появлению человеческого разума на Земле, будущее которого – стать Космическим Разумом».

Развитием и уточнением «Антропного принципа Циолковского» в разработанной мною теоретической системе Ноосферизма [1, 9 - 17] стал «Ноосферно-эволюционный антропный принцип», вытекающий из выдвинутой мною «Ноосферной парадигмы универсального эволюционизма» (синтезирующей 3-и основные парадигмы универсального эволюционизма, авторами которых являлись Ч.Дарвин, П.С.Кропоткин и Л.С.Берг, – парадигм селектогенеза с доминантой закона конкуренции, коогенеза с доминантой закона кооперации и номогенеза, утверждающей существование законов, направляющих прогрессивную эволюцию по определенному руслу), по которой любая прогрессивная эволюция, сопровождающаяся ростом сложности эволюционирующих систем, подчиняется двум метазаконам [11, с. 11]:

Метазакону Сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминанте Закона Кооперации и механизма интеллекта,

Метазакону её Интеллектуализации или «Оразумления», в соответствии с которым «наступление Ноосферного Этапа в космогонической эволюции, в эволюции Биосферы на Земле и в социальной эволюции человечества является Законом этих эволюций».

Ноосферно-эволюционный антропный принцип в системе Ноосферизма, в соответствии с ноосферной парадигмой универсального эволюционизма, получает такую формулировку [11, с. 12]:

«…Разум… не предшествует появлению Вселенной, а становится (эволюционирует) по мере прогрессивной эволюции Вселенной, причем его становление, очевидно, происходит в разных планетарно-звёздных системах, в которых имеются планеты с физическими (геофизико-химическими) параметрами, схожими с планетой Земля, на которой вместе с Эволюцией Живых Систем – Биосферы закономерно, в соответствии с метазаконом Интеллектуализации или «Оразумления», появился человеческий Разум, и значит – Ноосферный разум».

Эпоха Великого Эволюционного Перелома, предстает, таким образом:

с одной стороны, как Эпоха Экологического Краха рынка, капитализма и либерализма [4 – 6, 10, 11, 13 - 17],

а с другой стороны, как Эпоха (в соответствии с «Ноосферной парадигмой универсального эволюционизма» и «Ноосферно-эволюционным антропным принципом») перехода Человечества в единстве с Биосферой к Ноосферному Этапу Эволюции на Земле, который является важнейшей предпосылкой развития начавшегося Космического Прорыва человечества.

Без этого понимания космическая философия не будет адекватной действующему императиву экологического выживания человечества на Земле в XXI веке.

- 4 -

Таким образом, учение о переходе Биосферы в Ноосферу как законе глобальной эволюции В.И.Вернадского [19, 20] получает дополнительно обоснование в Ноосферизме в форме «Ноосферной парадигмы универсального эволюционизма», по которой космогоническая прогрессивная эволюция Вселенной вообще, и прогрессивная эволюция Биосферы Земли в частности, подчиняясь действию указанных метазаконов, в том числе метазакону «интеллектуализации» или «Оразумления», должны обязательно были привести к появлению Человечества на Земле, т.е. к выделению из эволюции Биосферы как её «веточки» – антропной эволюции, и соответственно к появлению разума на Земле.

Метазакон «интеллектуализации» или «Оразумления» служит теоретической основой положения о существовании «Закона обязательного наступления Ноосферного Этапа в прогрессивной космогонической эволюции» [11, с. 13], в том числе в эволюции Биосферы и Истории человечества, «с переходом гармонии (как закона бытия Целого) Биосферы в Ноосферную Гармонию, а затем – в Ноосферно-Космическую гармонию» [11, с. 13].

Итак, становящаяся ноосферно-космическая философия, как метатеоретический базис Ноосферизма, включает в себя пять базовых положений, которые и определяют переживаемую человечеством Эпоху Великого Эволюционного Перелома как «Роды Действительного – Ноосферного – Разума» [9; 11, с. 14, 15]:

Первое положение: «…человеческий Разум или Человек на Земле появляется не случайно, а закономерно, как проявление действия Метазакона «оразумления» Космической эволюции»;

Второе положение: «…человеческий Разум появляется как в потенции Разум Биосферы или Ноосферный разум, каковым он должен стать в реальности»;

Третье положение: «…переживаемая в начале XXI века эпоха есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома, отражающая собой Конец Стихийной (в последние столетия – рыночно-капиталистической или колониально-империалистической […]) Истории на базе Доминирования Закона Конкуренции (рынка, войн и насилия) и Начало Управляемой (по Марксу – «подлинной» […]) Истории, но в новом, ноосферном качестве – как управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма; таким образом, речь идёт об Экологическому Финале Капитализма в лице глобального империализма строя мировой финансовой капиталократии, рынка и института частной капиталистической собственности […], разделяющей людей на «работодателей», которые относятся к «классу капиталократии», и «наёмный труд»;

Четвертое положение: Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть эпоха действия императива выживаемости человечества, как эпоха перехода от стихийной, энтропийной формы развития – к научному ноосферному управлению не только собственным развитием, но и всей Социо-Биосферной (или социоприродной) эволюцией («в которой Человеческий разум – общественный интеллект – поднимается на «высоту» Управляющего социоприродной эволюцией» [11, с. 15]);

Пятое положение: «…возникший, вследствие «входа» человечества в « пространство» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, императив выживаемости есть одновременно и императив Родов Действительного – Ноосферного – Разума и соответственно – Действительного Человечества […]» [11, с. 15].

Эти пять положений и есть развернутое содержание Ноосферно-Эволюционного Антропного Принципа.

Человеческий разум должен стать Ноосферным Разумом и соответственно – Человек должен стать Ноосферным Человеком, чтобы выполнить свое эволюционно-ноосферное предназначение:

стать носителем реализации закона обязательного наступления в антропо-биосферной эволюции Ноосферного Этапа, который только и может служить основой перехода Человечества как Ноосферной Цивилизации – в Космическую Цивилизацию.

- 5 -

Это ноосферное преобразование человеческого Разума и соответственно – ноосферное преобразование смысла жизни человека на Земле и есть Роды Действительного Разума, без которых у человечества, и, следовательно, у начавшегося Космического Прорыва нет Будущего. Потому переживаемая нами историческая Эпоха и есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома – Эпоха, качественно меняющая механизм Устойчивого Развития (УР) человечества на Земле:

происходит, в моём определении, переход от Биосферной Парадигмы УР, когда человечество стихийно (энтропийно) развивалось за счет негэнтропии, производимой Биосферой как мегасистемой Жизни на Земле ( закон квантитативно-компенсаторной функции А.Л.Чижевского) – к Ноосферной Парадигме УР, когда человечество сознательно увеличивает биосферное производство негэнтропии (например, за счет посадки лесов, создания социально-автотрофных систем, включая создание ноосферного технологического базиса с замкнутыми безотходными технологиями) и уменьшает своё энтропийное давление (по К.Марксу: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню) на Биосферу.

В докладе на Международной научной конференции (18 июля 2015 года), организованной Центром общественных наук, лабораторией философии хозяйства Экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова во главе с Ю.М.Осиповыи, на тему: «Закон роста идеальной детерминации в истории и Роды действительного разума человечества в XXI веке» (опубликован мною в форме «Приложения 1» к монографии «Роды Действительного Разума» [9, с. 171 - 184]) я так определил содержание Эпохи Великого Эволюционного Перелома и Роды Действительного Разума [9, с. 178]:

«Переход к Ноосферной Эволюции и Ноосферной Истории, т.е. к Ноосферному этапу в биосферной (биологической), и социальной эволюции, есть переход к Управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.

Это означает, что за Эпохой Великого Эволюционного Перелома и Родами Действительного Разума человечества скрываются следующие революционные скачки (революции):

выход на «арену» Истории (из «тени» Стихийной детерминации на базе Закона Конкуренции) Закона идеальной детерминации через общественный интеллект, связанного с одновременным выходом на позиции доминирования в социальной эволюции Закона Кооперации;

смена индивидуалистического, мещанского «пространства сознания», которое можно определить ещё и как «обезьянье пространство сознания» (поскольку в нём доминирует свойство подражания), «космопланетарным, ноосферным пространством сознания»,

переход из состояния «Разум-для-Себя», чему способствовала Стихийная История, причем История условно автономная (в каких-то отношениях, независимая от Природы) или «Истории-в-себе», – в состояние «Разум-для-Земли», Биосферы, Космоса», связанное уже с неавтономной, Управляемой Историей, но Историей Ноосферной, – в качестве управляемой социоприродной эволюции,

обретение в своей эволюции (в своём развитии) Разумом Человечества Нового Качества, именно – Качества Управляющего Разума, как Разума Человечества, управляющего социоприродной – ноосферной – эволюцией;

Конец Стихийной Истории, развивающейся методом проб и ошибок, т.е. Конец «предыстории» в определении Маркса, в том числе Экологический Конец бытия капиталократии, рынка и капитализма, – означающий одновременно переход к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, как социальной организации общества, которая только и может обеспечить управляемую социоприродную эволюцию на базе общественного интеллекта, т.е. которая только и только раскрывает «простор» действию Закона идеальной детерминации в истории через общественный интеллект.

Таким образом, Роды Действительного Разума – это одновременно и смена качества общественного бытия и общественного сознания. И эти «Роды» отражают собой, на только Конец Истории эксплуататорских обществ, в которых доминирует Власть Капитала – капиталократия, но и Конец Разума и связанного с ним Сознания, ограниченных только проблемами социальной истории и продолжения Рода человеческого. Это « измерение» Разума – «вещь» необходимая, но уже, с позиции императива выживаемости и выхода из Экологического Тупика истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, – недостаточная.

«Роды» это переход к качеству Управляющего разума и к качеству Ноосферного Сознания, т.е. осознающих и реализующих в себе Ответственность за Будущее Биосферы, планеты Земля, с постепенным расширением космического пространства зоны своей Ответственности.

Общество, раскрывающее «простор» действию Закона идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, есть научно-образовательное и ноосферно-социалистическое общество одновременно» (конец цитаты из этого моего доклада).

К этому только стоит сделать важное разъяснение:

Закон идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, а идеальная детерминации в истории и есть управление историей со стороны человека, благодаря чему он становится Действительным Субъектом Истории, является «калькой» второго Метазакона – Метазакона интеллектуализации или «Оразумления» любой прогрессивной эволюции (в соответствии с разработанной мною Ноосферной парадигмой универсального эволюционизма) применительно к Истории Человечества, т.е. к социальной эволюции.

Замечу при этом, что концепция Закона идеальной детерминации в истории через общественный интеллект разрабатывается мною более 30 лет, начиная с 1988 года, и является частью теории общественного интеллекта, которая была много защищена в 1995 году в диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук в области социальной философии на тему: «Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания».

- 6 -

Эпоха Великого Эволюционного Перелома, рожденная исчерпанием компенсаторных мощностей Биосферы, «сигналом» которого стали глобальный экологический кризис и его переход к концу ХХ века в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, означает собой на только то, что наступили Экологические Пределы всей Стихийной Истории, но и то, что эти Пределы есть одновременно пределы социально-автономной, отдельной от Природы, Истории Человечества. Во взаимодействие с «Внутренней Логикой Социального Развития» [1, 8 – 11, 13, 15 – 17 и др.], которая была предметом изучения всего социально-гуманитарного блока наук, в том числе марксистского «крыла» обществоведения, вошла, открытая мною, «Большая Логика Социоприродной Эволюции», которая была до ХХI-го века неизвестной, находилась в «тени», поскольку «природа» оставалась только «экраном», на фоне которого развивалась по своим внутренним закона человеческая история. Глобальный экологический кризис, появление «экологического давления» со стороны Биосферы на «логику» истории человечества, на её ход именно в глобальном масштабе (в локальном масштабе экологические катастрофы были и в прошлом, и «следами» этих катастроф являются пустыня «Сахара», пустыня «Кара-Кум» в Средней Азии, усыхающее большое озеро – «Аральское море», истребление десятков миллионов бизонов западными колонистами в прериях США и т.д.), вхождение истории человечества в первую сразу Глобальной Экологической Катастрофы – и есть своеобразная «весть» о выходе на «арену истории» Большой Логики Социоприродной Эволюции.

- 7 -

Встает вопрос: «Что такое произошло в ХХ-ом веке, что именно он – этот век – стал веком появления глобального экологического кризиса и затем, к его исходу, появления первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и выхода на «арену Истории» Большой Логики Социоприродной Эволюции?».

Ответ на этот вопрос является теоретическим комплексом, определяющим отличие разработанного мною Ноосферизма от учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского, развитием которого он является [1].

В ХХ-ом веке произошел скачок в энергетике хозяйственного природопотребления со стороны человечества, как Целого, в среднем в 10-ть в 7-й степени раз. Поэтому ХХ-й век есть, в моей оценке [1, 11, 13, 15 – 17 и др.], «Энергетическая революция» или «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции человечества.

Эта «Энергетическая революция» («Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции) проявила несовместимость стихийных форм социально-экономического развития, включая рынок и в целом всю систему капитализма, и большой энергетики хозяйственного (антропогенного) «давления» на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, –проявила именно через глобальный экологический кризис, который перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Эта несовместность большой энергетики мирового хозяйства и Стихийной Истории, которая выразилась в появлении глобального экологического кризиса, и стала основой моей теоретической гипотезы в системе Ноосферизма – гипотезы о существовании Закона интеллектно-информационно энергетического баланса, который формулируется так:

чем больше энергетическая мощь воздействия хозяйства (экономики) социальной системы (общества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов, тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено прогнозирование возможных негативных экологических последствий от такого воздействия, и тем более долгосрочным (с соответствующим лагом упреждения в целях управления) должно быть научное управление социоприродной эволюцией со стороны общественного интеллекта этой социальной системы (и тем более наукоёмкими, интеллектоёмкими и образованиеёмкими должны быть государственное управление и олицетворяющая его власть).

Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса (или соответствия) говорит о том, что по качеству общественный интеллект, и значит – наука, образование, государственная власть, – т.е. по качеству научного управления социоприродной эволюцией со стороны общества как целостной социальной системы, должны соответствовать той растущей энергетике хозяйственного воздействия на Природу, и увеличивающемуся объему «реакций» обратных связей в регуляторных механизмах Биосферы (вполне возможно – и планеты Земля, и Солнечная системы; на связь меняющейся цикличности энергетического воздействия Солнца на Земле с экологической деятельностью человечества, особенно в электромагнитной сфере, указывали 15 лет назад новосибирские ученые во главе с В.П.Казначеевым [21]).

- 8 -

В условиях мировой рыночно-капиталистической системы, функционирующей – в соответствии с разработанной мною теорией капиталократии [22, 23], – как Глобальная Капитал-Мегамашина, капиталорационализирующая человека, экономику и общество, государственную власть, ставшей формой экологического самоубийства человечества в XXI веке,

– научно-технический прогресс (НТП), включая и прогресс в области информационно-компьютерных («цифровых») технологий, «искусственного интеллекта», превращается в механизм экологической гибели человечества.

Это касается и научно-технического, и «цифрового», прогресса в области космонавтики и космической деятельности. Например, при колоссальных технических возможностях эколого-космического мониторинга (когда разрешающая способность космических фотоснимков позволяет разглядеть спичечный коробок на поверхности Земли, и, по крайней мере, ликвидировать рубку леса «черными лесорубами» и рукотворные пожары, чтобы скрыть следы этих вырубок, в России) эти возможности строем капиталократии не используются.

На рыночно-капиталистическом пути развития, на основе капиталистической конкуренции, разъединяющей страны, государства, народы и людей, экологическая гибель человечества, с его успехами в ракетно-ядерной, космической, биогенно-инженерной, компьютерно-информационной («цифровой») областях, неизбежна. Причем, «точку невозврата» мы можем перейти, с достаточно высокой вероятностью, в период между 2030-м и 2050-м годами. Вполне возможно, что «коронавирусная пандемия», которая охватила планету, есть еще одна из «реакцией» обратных связей в системе гомеостатических механизмов Биосферы на растущее антропогенное давление (на поведение человечества в «теле» Биосферы сродни «раковой опухоли», которую она может убрать, запустив свои иммунные механизмы, подобно сценарию, описанному мною в работе «Исповедь последнего человека» [24], опубликованной в 2011 году, когда через управляемый мутагенез Биосфера породила «вирус-истребитель» и убрала человечество с «лика Земли», как свою «раковую опухоль» к 2037 году). Но ни наука, ни «элита» стран мира эту «версию» даже не может помыслить.

Фактически всю Стихийную историю человечества можно трактовать как историю человечества в состоянии «космопланетарного инфантилизма», главной характеристикой которого служит культ свободы при одновременном отсутствии космопланетарной Ответственности за Будущее всей Мегасистемы Жизни на Земле – Биосферы.

Наступившие Роды Действительного – Ноосферного – Разума – это одновременно и «расставание с простотой», о котором написал в своей монографии Н.Н.Моисеев [25], связанное с возникшим «Барьером Сложности» [29, с. 21 - 30] и «Глобальной Интеллектуальной Черной Дырой» [1; 29, с. 18], когда темпы развития процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы (Vгэк) на много опережают темпы познания этих негативных экологических процессов (Vпоз): Vгэк >> Vпоз. «Расставание с простотой» это одновременно и преодоление «Барьера Сложности», и сложившейся «Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры», связанной с нарушением требований Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса.

Чтобы это произошло, а иначе – экологическая гибель человечества на Земле, необходима, уже не только по основаниям Внутренней Логики социального Развития (ВЛСР), как указывает формационный подход к «логике» истории К.Маркса и В.И.Ленина, но и по основанием Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ), смена рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле (Глобальной Капитал-Мегамашины в форме системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии) ноосферно-социалистической системой, предполагающей триединство:

ноосферного научно-образовательного общества [14], в котором ноосферное образование становится «базисом базиса» духовного и материального производства, а наука не только – производительной силой, но и силой управления;

Ноосферного Экологического Духовного Социализма [2]социально-экономической организации жизни общества на базе доминирования общественной собственности на средства производства, Закона Кооперации и ноосферной управляемой (на первом этапе диалектического отрицания рынка – планово-рыночной) экономики, господства Труда над Капиталом, научно-образовательного общества;

Выполнения требований Законов Опережения – Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе и Закона опережения прогрессом человека научно-технического прогресса [14, 26, 27].

- 9 -

В заключение своего доклада представляется целесообразным высказать следующие положения.

Первое. Мир, переживая Эпоху Великого Эволюционного Перелома, вступил в «поток» процессов «Родов Действительного – Ноосферного – Разума», вне которых, обозначенная перед I Международной научно-практической конференцией Русского Космического Общества (РКО) проблема триединства космической философии, космического права и космической деятельности, как основы Космического Прорыва человечества, не может быть позитивно решена. Космическое измерение бытия человека, которое находится в поле зрения философии и науки уже многие тысячелетия человеческого самопознания, в XXI веке, под воздействие императива выживаемости, как императива выхода человечества из Экологического Тупика Стихийной Истории в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, становится Ноосферно-Космическим измерением: без Ноосферного Будущего у человечества нет и Космического Будущего.

Ноосферизм переводит Космизм, как систему мировоззрения, в Ноосферный Космизм.

Второе. Это означает, что принцип тождества микрокосма и макрокосма, который стал фактором мировоззрения древнегреческой философии, и был развит Русским Космизмом, как научно-философским течением Эпохи Русского Возрождения [30], под воздействием Ноосферизма, как нового пути развития человечества [31], преобразуется в принцип тождества ноосферного микрокосма и ноосферного макрокосма. Это означает преобразование Закона Гармонии Биосферы как единого Целого, под «защитным зонтиком» которого развивалось стихийно (энтропийно) человечество, в Закон Гармонии Ноосферы, носителем которой становится Ноосферный Управляющий разум человечества в единстве с действующими гомеостатическими механизмами Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов.

Поэтому Роды Действительного – Ноосферного – Разума предстают как часть процесса перехода Биосферы в Ноосферу, с преобразованием Закона Биосферной Гармонии в Закон Ноосферной Гармонии, и по мере выхода Человека в Космос и освоения им ближнего и дальнего Космоса – в Закон Ноосферно-Космической Гармонии.

Третье. Роды Действительного – Ноосферного – Разума – это одновременно и Роды Действительной – Ноосферной – Науки, как научного базиса в управляющей деятельности такого разума.

Речь идет о великой парадигмальной – вернадскианской [32 - 34] – революции в науке, связанной не только с становлением Ноосферизма, как новой научно-мировоззренческой системы, но и с становлением Единой Ноосферной Науки о Человеке, в которой происходит синтез всех научных знаний [29].

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы проявила негативно-экологическую целостность человечества, по существу раздробленного «миром господства Капитала и Рынка» внутри себя, и поэтому беспомощного с точки зрения мобилизации коллективных усилий на выработку стратегии выхода из состояния своего движения к экологической гибели.

Стратегия его, т.е. Мира, экологического спасения связана с преобразованием негативно-экологической целостности человечества в его позитивно-ноосферную целостность, на базе доминирования Закона Кооперации, строя Ноосферного Социализма, планетарной кооперации народов-этносов и Мира без Войн и Насилия [11, с. 38 – 40; 35].

И.Т.Фролов сформулировал более 30 лет назад важный теоретический тезис – «Наука для человека, человек – « мера всех наук» [36, с. 194].

Великая парадигмальная, или вернадскианская, революция вXXIвеке, которая есть ноосферно-парадигмальная революция во всей системе научного знания и образования, должна обеспечить на новой ноосферной основе тот прогноз К.Маркса, который им был сформулирован более 160 лет назад: в будущем «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание, это будет одна наука… Человек есть непосредственный предмет естествознания… А природа есть непосредственный предмет науки о человеке» [37, с. 124, 125].

Роды Действительной – Ноосферной – Науки есть превращение всего комплекса научных знаний, наработанных на начало XXI века, в «Единую Ноосферную Науку о Человеке», поднимающую через систему Ноосферного образования на уровень высококачественного научного управления социоприродной эволюцией (и соответственно – Социо-Биосферной динамической гармонией) Разум Человека.

Следует помнить слова из «Обращения к человечеству» декана биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова М.В.Гусева, опубликованного в 2004 году [40, с. 39]:

«Не человек создал всё это (моё замечание: имеется в виду Живая Природа Земли, С.А.). Он пришёл в последний момент и действует как разрушительная сила. Поэтому сохранения каждого вида, сохранение великого Равновесия является поприщем и целью для будущих поколений».

Сохранения «великого Равновесия» и является важнейшим критерием такого научного управления.

И.В.Гёте в начале XIX века сформулировал важный теоретический тезис в системе человеческого самопознания [38, с. 376]: «Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом».

Назову этот тезис И.Г.Гёте «гётевским императивом». В начале XXIвека, 200 лет спустя, этот «гетевский императив», который отвергается либерализмом и всей системой ценностных установок рыночно-капиталистической системы, сделавших ставку на эгоизм и индивидуализм, входит в императив выживания человечества, в принцип всестороннего, гармоничного развития человека, как педагогический принцип, приобретая ноосферное содержание, приобретая смысл принципа образования и воспитания в человеке ноосферно-универсальной целостности [39].

Четвертое. В Эпоху Великого Эволюционного Перелома – главное в стратегии Ноосферно-Космического Прорыва есть, таким образом, Ноосферная человеческая революция.

Осознание особой роли Закона опережения прогрессом человека научно-технического прогресса [27], в том числе и опережения прогрессом человека «цифрового» и космо-технического прогресса, входит в систему представлений о Ноосферной человеческой революции XXI века, главным механизмом которой и должна стать система Ноосферного непрерывного образования в России.

Пятое. В России сложилась мощная Русская Ноосферная Научная Школа планетарного масштаба [12], важными компонентами которой выступают: российская научная школа Ноосферизма и российская научная школа Ноосферного образования.

Это позволяет выдвинуть положение, что Россия, которая в «эпоху СССР» сделала первой Космический Прорыв человечества в лице первого космического полёта вокруг Земли Ю.А.Гагарина, которая в лице В.И.Вернадского предложила всему миру Учение о Переходе Биосферы в Ноосферу, развитие которого переросло в Ноосферизм – научно-мировоззренческую систему XXI века и стратегию выхода человечества из Экологического Тупика истории, призвана в XXI веке совершить Ноосферный Прорыв человечества и стать духовным водителем в стратегии перехода к новой, ноосферной парадигме и истории, и устойчивого развития.

Именно в контексте Ноосферного Прорыва XXI века триединство & lt;космическая философия – космическое право – космическая деятельность> обретает адекватную онтологическую базу.

Вперед – к Ноосферно-Космическому Прорыву всего человечества, который начинается из России в XXI веке! Это и есть призвание Русского Космического Общества!

Литература:

1.Субетто А.И.Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: КГУ им. Н.А.Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. – 537с.

2.Субетто А.И.Манифест ноосферного социализма/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. В.Г.Егоркина. – СПб.: «Астерион», 2011. – 108с.

3.Субетто А.И.Глобальный империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2004. – 98с.

4.Субетто А.И.Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества? – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 44с.

5.Субетто А.И.Экологический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление эпохи великих ноосферно-социалистических преобразований: научно-философский очерк/ Под науч. ред. Президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2019. – 52с.

6.Субетто А.И.Капиталократическая эсхатология (причины возможного экологического самоуничтожения капиталократии)/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2016. – 47с.

7.Субетто А.И. Юрий Алексеевич Гагарин – символ Ноосферного Космического Прорыва в Будущее России и человечества/Под науч. ред. д.э.н., проф. В.Т.Пуляева. – СПб.: Астерион, 2014. – 232с.

8.Субетто А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 88с.

9.Субетто А.И.Роды Действительного Разума/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2015. -190с.

10.Субетто А.И.Революция и эволюция: методологический анализ их соотношения/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2015. – 76с.

11.Субетто А.И.Ноосферная апология человечества: научный доклад на Х Всемирном Научном Конгрессе/ Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Научн. изд-во «Астерион», 2018. – 52с.

12.Субетто А.И.Ноосферная научная школа: итоги и перспективы/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2012. – 76с.

13.Субетто А.И.Ноосферная Россия: стратегия прорыва (основания ноосферного россиеведения)/ Под науч. ред. проф. д.т.н., д.пс.н., д.п.н. В.В.Лукоянова. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2018. – 340с.

14.Субетто А.И.Научно-образовательное общество как основа стратегии развития России в XXI веке: монография/ Под науч. ред. д.пс.н., д.п.н., д.т.н., проф. В.В.Лукоянова. – СПб.: Астерион, 2015. – 190с.

15.Субетто А.И.Ноосферная миссия России XXI века (философско-социально-экономические очерки)/ Вступ. стат. Л.А.Зеленова; под науч. ред. президента Академии гуманитарных наук, д.э.н., проф. В.Т.Пуляева. – СПб.: Астерион, 2020. – 152с.

16.Субетто А.И.От учения Карла Маркса – к Ноосферизму XXI века: монография/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2017. – 132с.

17.Субетто А.И.200-летие К.Маркса и грядущее 150-летие В.И.Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм – «повестка дня» на XXI век/ Под науч. ред. Президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2018. – 108с.

18.Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля. Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312с.

19.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 271с.

20.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 520с.

21.Казначеев В.П., Дмитриев А.Н., Мингазов И.Ф. Цивилизация в условиях роста энергоемкости процессов Земли. – Новосибирск: РАМН, Сиб. Отд-ние, 2007. – 422с.

22.Субетто А.И.Капиталократия (философско-экономические очерки). Избранные статьи и интервью. – СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000. – 214с.

23.Субетто А.И.Капиталократия и глобальный империализм. – СПб.: Астерион, 2009. – 572с.

24.Субетто А.И.Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего). Избранное (за 2011 год). – СПб.: Астерион, Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. – 354с.

25.Моисеев Н.Н.Расставание с простотой. – М.: «АГРАФ», 1998. – 480с.

26.Субетто А.И.Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта – социалистический императив. – М.: Исследоват. центр управл. кач-вом высшего образования Гособразования СССР, 1990. – 84с.

27.Субетто А.И.Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса: Научный доклад на VI Международной научно-практической конференции «Человек и научно-технический прогресс в социально-экономической парадигме будущего», посвященной 100-летию Финансового университета при Правительстве РФ, состоявшейся в Москве 6 марта 2019 года/ Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В.Воронцова. – СПб.: Астерион, 2019. – 56с.

28.Субетто А.И. Явление «коронавируса» миру через призму «Исповеди последнего человека»// «Общество. Среда. Развитие» (научно-теоретический журнал, вх. в список ВАК). – 2020.- №1

29.Субетто А.И.Целостность отечественной гуманитарной науки в XXI веке как единой ноосферной науки о человеке/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. Л.А.Зеленова. – СПб.: Астерион, 2020. – 44с.

30.Субетто А.И.Эпоха Русского Возрождения в персоналиях (Титаны Русского Возрождения) – I. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. – 500с.

31.Ноосферизм – новый путь развития: коллективная научная монография (по материалам «Субеттовских чтений» 28 января 2017 года в Смольном институте РАО, Санкт-Петербург). В 2-х кн./ Под науч. ред. Г.М.Иманова и А.А.Горбунова – СПб.: Астерион, 2017. – 920с.

32.Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке/ Под науч. ред. А.И.Субетто – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.

33.Вернадскианская революция в научно-образовательном пространстве России: коллективная монография/ Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2013.– 414с.

34.В.И.Вернадский и ноосферная парадигма развития общества, науки, культуры, образования и экономики в XXI веке: коллективная монография. В 3-х томах/ Под науч. ред. А.И.Субетто и В.А.Шамахова. – СПб.: Астерион, 2013. – 1742с.

35.Субетто А.И.Планетарная кооперация этносов – основа гармоничного развития человека: научный доклад. – СПб.: Астерион, 2012. – 12с.

36.Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. – М.: Политиздат, 1989. – 559с.

37.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42

38.Гёте И.В. Избранные произведения. – М.: 1964

39.Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. -98с.

40.Рейф И. Идеалист! (Вспоминая профессора М.В.Гусева)// Наука и жизнь. – 2017. - №12. - с. 30 - 39

Справка об авторе

Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, директор Центра ноосферного Развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления (филиала РАНХиГС при Президенте России), профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академиинаук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества