Арктический Ноосферизм

#Издательство РКО

Арктический Ноосферизм
Вышла в свет новая монография Александра Ивановича Субетто

В ней раскрываются «начала» или основы теоретической системы Арктического Ноосферизма, как важнейшей составляющей Ноосферизма – научно-мировоззренческой системы XXI века. Взаимодействие человеческой деятельности с экосистемами арктического и антарктического сегментов Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, нуждается в ноосферном управлении. Книга адресована ко всем специалистам, занимающимся проблемами Арктики и Антарктики и их роли в обеспечении Будущего Человечества и Биосферы на планете Земля.

Арктический Ноосферизм (отрывок из монографии)

Арктический Ноосферизм есть важнейший проблемно-ориентированный научный комплекс и одновременно важнейшая часть Ноосферизма, как мегатеоретической системы XXI века, призванной обеспечить стратегию выхода человечества из Экологического Тупика Стихийной Истории, в том числе – всей мировой рыночно-капиталистической системы («мирового капитализма» по Дж.Соросу [41]), обозначенного первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы.

....

Арктический Ноосферизм – это одновременно и ноосферная стратегия развития арктического хозяйства (арктической экономики) и арктического технологического базиса, – удовлетворяющего требованиям природосбережения и ноосферного управления гармонизацией взаимодействия человечества с хрупкими экосистемами Арктики и Антарктики.

Ноосферная кибернетика, в целом – ноосферная наука об управлении, в Арктическом Ноосферизме приобретает ноосферно-арктическое содержание, направленное на становление и развитие «Ноосферы Арктики и Антарктики» [44].

Подчеркну еще раз важное теоретическое положение, что «Ноосферизм как новый путь развития» (коллективная научная 2-х –томная монография, изданная по материалам юбилейный конференции – «Субеттовских чтений», состоявшихся 28 января 2017 года, в которых приняло участие более 50-ти ученых и студентов, была названа «Ноосферизм – новый путь развития» [45]) есть управление социоприродной эволюцией, причем именно как управление нового качества – управление суперсложными системами, обладающими собственным гомеостазизом (и гомеокинезом). Это положение по отношению к Арктическому Ноосферизму многократно усиливается, поскольку в системах «прямых» и «обратных связей» (т.е. в регулятивных контурах) преобладают длиннопериодные циклы, что означает, что «восстановительные», негэнтропийные механизмы действуют на несколько порядков медленнее (по В.П.Казначееву – в 1000 раз медленнее [49, с. 92]), по сравнению с «восстановительными», негэнтропийными механизмами биогеоценозов на средних и приэкваториальных широтах.

На этот императив управления социоприродной эволюцией как единственной модели экологического выживания человечества на Земле, одновременно как синтез ноосферного и социалистического императивов, требующий выполнения Закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, я впервые публично указал в 1990 году [39].

По-своему, к близкому выводу приходит крупный специалист по геоэкологии В.А.Зубаков. Он так писал в своей работе «Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания» (2002) [28, с. 46]:

«Очевидно, что для людей и человечества в целом будущее может и должно переходить из непрогнозируемого «нам данного» будущего в «нами творимое будущее». И.Пригожин и И.Стенгерс (1986), подчеркивающие невозможность прогнозирования в точке бифуркации (ТБ), оговариваются: «В отличие от биологической эволюции человеческое сообщество может действовать целенаправленно: в известном смысле мы можем выбирать направление нашей эволюции». Эта возможность возникает, по-моему, потому, что разум способен растянуть ТБ (из которой все линии равны) в интервал бифуркации (ИБ). В нашем случае этим интервалом будет время, отделяющее разгар глобального эко-кризиса (ГЭК), а мы уже в нём, от тотальной эко-катастрофы (ТЭК)[1]. Выше мы определили длительность ИБ, вслед за Медоузами (1994), в 50 лет. Более того, теперь широкую Постановку проблемы выживания, мы вполне можем конкретизировать ИБ до точек… – точки Левина и «точки Z». Первая отвечает естественному пределу возможностей существования высоко организованной биологической жизни в отравленной биосфере; вторая – последнему (Z) шансу человечества на выживание, заключающемуся в правильном выборе стратегии прохождения ИБ. Итак, мы вышли на методологию прогнозирования ближайшего «нами творимого будущего» по принципу кормчего (Сам Н.Н.Моисеев не признал возможности прогнозирования за пределы 20 и даже 10 лет). В чем суть принципа кормчего? Тот, кто ходил на лодках через пороги…, знает, что для того, чтобы не разбить лодку о камни, кормчему до подхода к каждому из них почти мгновенно надо спланировать свои ещё нереализованные действия. Для этого ему нужен опыт, хороший глазомер и четкость действий. В нашем случае для прохождения ИБ (метафорически «порога») кормчему требуется знание закономерностей эволюции, воплощённое в теорию («опыт»), максимальная полнота информации («глазомер») и отлаженный механизм управления («четкость действия»)» (выделения сделаны В.А.Зубаковым).

«Принцип кормчего» В.А.Зубакова (или творение будущего по принципу кормчего) – это и есть один из подходов к пониманию того, что без управления социоприродной эволюцией, а для этого человечество как «кормчий», управляющий своим «кораблем бытия» в «пространстве» Биосферы, планеты Земля, в будущем – в ближнем, а затем дальнем, Космосе, должно овладеть знанием об устройствах и законах эволюции Биосферы, Земли, и конечно – о законах собственной социальной эволюции, т.е. должно опираться на единую ноосферную науку, на Ноосферизм как научно-мировоззренческую систему, идеологию XXI века [50, 51] и стратегию выхода из состояния первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы (или в терминологии В.А.Зубакова – «интервала бифуркации» (ИБ)), в том числе и на новую, ноосферную парадигму науки об управлении [13, 14], ноосферную кибернетику [13, 14].

При этом речь идёт об особом типе управления, охватывающем длинные циклы развития Биосферы, Земли, Солнечной системы, с учетом достижений гомеостатики, как науки [46]. Поэтому такой тип управления требует новой ноосферной парадигмы системы непрерывного образования на базе Ноосферизма как программы процесса ноосферно-ориентированного синтеза всех наук и формирования новых управляющих ноосферной формации [3 – 6, 8 – 11, 13 – 17, 36, 37, 42 – 45, 47].

Подчеркну еще раз: речь идет о научном управлении социоприродной эволюцией, которая приобретает качество ноосферной эволюции, а это в свою очередь требует ноосферного грядущего синтеза науки и власти [9], и соответственно – Родов Действительного Разума [8], т.е. Ноосферного разума человечества, способного на себя взвалить Ответственность за надлежащее качество такого управления.

И становление такого управления, и соответственно – Роды Действительного – Ноосферного – Разума, – и есть миссия Эпохи Великого Эволюционного Перелома, которая охватит весь XXI век, и носителем которой, по моему убеждению, должна стать Ноосферная Россия [37, 48].

И первые шаги в становлении такого Управления должны быть выполнены в сфере взаимодействия человека на Земле с природой Арктики и Антарктики, роль которых в функционировании гомеостатических механизмов Биосферы ещё далеко не познана и осознана наукой и человечеством в целом так, как это необходимо для стратегии выживания человечества.

Речь идет о ноосферном императиве гармоничного взаимодействия хозяйствующего человечества на Земле с Биосферой и планетой Земля («планетным домом»), главное тестирования которого начинается с Ноосферы Арктики и Антарктики [44]. Именно обеспечение ноосферного управления всеми формами деятельностного взаимодействия человека с арктическими и антарктическими экомегасистемами, как важнейшими подсистемами Биосферы Земли и в целом – гомеостатических механизмов планеты Земля, – и составляет предназначение Арктического Ноосферизма.

Арктической Ноосферизм должен обеспечить синтез комплекса (вернее – компендиума) ноосферно-арктического знания, с охватом всех наук.

Настоящая монография в основном выполняет функцию «начал» («пролегоменов») в логике становления такого комплекса.

Я написал этот «Пролог», как общение с читателем от собственного имени. Все части монографии написаны в более отстраненном стиле, в стиле обращения от автора.

Директор Центра Ноосферного Развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития СЗИУ РАНХ и ГС при Президенте РФ, профессору РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, Заслуженный деятель науки РФ, профессор А.И.Субетто



Скачать эл.версию книги можно на сайте РКО, пройдя по ссылке: https://cosmatica.org/library/441-arkticheskii-noo...

По вопросам приобретения печатной версии монографии можно обращаться в издательство "Астерион"

 e-mail: asterion@asterion.ru

11:35
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!