Народный текстильный узор как технология устойчивого развития.

#IX Международная научная конференция «Устойчивое развитие как условие сохранения и развития жизни ро

Качаева М.А.

РОО «Русское космическое общество»

г. Санкт-Петербург

Концепция устойчивого развития предполагает стабильность общественного развития, гармоничное взаимодействие человека и его окружения, в котором обеспечивается сохранение развития в согласии с законами Природы [1, с. 215], воспроизводство жизни в противовес процессам энтропии. Между тем гармоничное состояние общества складывается из личного состояния каждого его члена, его способности жить в гармонии со своим окружением, продолжать род согласованно с законом сохранения развития жизни. Последнее невозможно без реализации генетически детерминированных форм поведения, заложенных природой в подсознание человека, а так же вне устойчивости его эмоционально-психического состояния.

Современное общество находится в поиске механизмов противодействия нарастания энтропии, возникающих в результате нарушения закона сохранения развития жизни в ходе деятельности человека. Между тем народная культура за тысячелетия своего развития выработала интуитивные технологии устойчивого и гармоничного воспроизводства жизни. К их числу можно отнести народноемировоззрение, утверждающее единство человека и Вселенной, рассматриваемой в качествеодушевлённого существа, при котором все процессыв жизни общества и личном бытии человека сопричастны вселенским, являются отражением космических событий [2]. Эта точка зрения впоследствии нашла своё развитие в философии Русского космизма, ставшего одной из основ мировоззрения устойчивого развития [1, с. 16]. Ощущение сопричастности человека окружающему миру поддерживали народные обрядовые праздники и действия, направленные на гармонизацию эмоционального состояния и физического здоровья членов коллектива, его включенность в природные циклы, которые рассматривались как аналогии этапам жизни человека [3]. К их числу относилась русская свадьба, целью которой являлось гармоничное зарождение новой жизни [4]. Народная культура регламентировала время, структуру и особенностиеё проведения с целью обеспечения деторождения в молодой семье.

Проведение свадебных и праздничных ритуалов включало использование на народной одежде и в народном текстиле специфической формы украшений – народного текстильного узора геометрического типа, который в народной культуре рассматривался как оберег (средство защиты) от энтропийных процессов и, - поскольку узоры данного вида наносились, главным образом, на свадебную и детородную народную одежду, - как помощник в воспроизводстве жизни. Поскольку народное мировоззрение во многих аспектах является интуитивным мировоззрением – питательной средой научного мировоззрения [2, с. 28-31], перед нами возник вопрос – способны ли узоры данного вида оказывать сколько-нибудь объективное физическое воздействие на состояние человека в целях содействия сохранения, развития и воспроизводства жизни.

С целью исследования данного вопроса, в рамках проекта Русского Космического общества в 2017-2018 гг. был проведён ряд экспериментов с привлечением средств функциональной диагностики и современных технологий. В данной статье рассматривается часть предварительных результатов проводимых исследований.

Совместно с участником проекта психологом и валеологом Сибуриной А. Н. с помощью 9 испытуемых добровольцев осуществлено тестирование 14 базовых северорусских семеричных производных узоров-модулей третьего порядка [5, с. 75-134] (рис. 1) по 17 органам и функциональным системамна аппаратно-программном комплексе «Валеоскан»,[1] общим количеством 2142 пробы.[2]

Эксперимент осуществляется следующим образом. Первоначально испытуемый доброволец проходит обследование на программно-аппаратном комплексе «Валеоскан».

Рис. 1. Исследуемые северорусские семеричные производные узоры. Нумерация узоров отражает математический порядок их образования.

Затем (с помощью ассистента в 50% опытов) на зону солнечного сплетения со спины испытуемого накладывается листок бумаги с напечатанным узором, так что бы испытуемый и исследователь не мог видеть узор или факт его наличия. После чего обследование повторяется. Так же проводится плацебо-проба, с результатами которой сравниваются полученные данные. Во всехслучаях было зафиксировано воздействие рисунка узора на состояние испытуемых, выражавшееся в изменении компенсаторных реакций и кислотно-основного равновесия как организма в целом, так и отдельных его органов и систем. При этом смена рН баланса между среднекислым, слабокислым, сильнокислым, среднещелочным, слабощелочным, сильнощелочным и нейтральным кислотно-основным равновесием имела место в 35% от числа всех измерений. В остальных случаях кислотно-основное равновесие изменялось более или менее значительно, сохраняясь в границах указанных категорий значений.

Сходные результаты были получены на меньшем статистическом материале совместно с другим участником нашего проекта врачом, биофизиком Загустиной Н.А. с использованием экспертно-диагностической системы «КСИ-Мед» [6, с. 339-354].

Способность текстильных узоров геометрического типа изменять кислотно-основное равновесие воды была показана нами в серии экспериментов 2010-2017 гг., что объясняет возможность изменения данного равновесия органов и систем организма человека [7].

Согласно современным исследованиям, изменение кислотно-основного равновесия органа в кислую сторону, сопровождается активацией его функционирования, а смещение кислотно-основного равновесия органа в щелочную сторону –торможением его функций [8, с. 44-66; 9, с. 145-147; 10, с. 52-54].

Наибольший интерес в этом плане представляет изменение кислотно-основного равновесия отдельных отделов мозга человека, и особенно зоны гипоталамуса, формирующего эмоциональные реакции человека и определяющего характер первых нервно-гуморальных реакций [11]. Гипоталамус участвует в организации генетически детерминированных форм поведения, которое требуется для выживания организма и популяции в целом, и связан с такими функциями, как память, эмоции, размножение, забота о потомстве [12, 13, 14].Согласно ряду исследований зона гипоталамуса локализует стереотипные формы поведения [15] и связана с функционированием родовой памяти [16]. Ощелачивание зоны гипоталамуса, таким образом, может способствовать затуханию отдельных элементов психической деятельности, а закисление будет сопровождаться её активизацией и вероятно – проявлением подсознательных родовых стереотипов поведения.

В качестве примера рассмотрим в этом смысле изменение кислотно-основного равновесия в результате воздействия семеричных узоров «полрепья» (рис. 1, III-1) и «чайка» (рис. 1, III-2) в связи с их традиционным использованием в народной культуре.

Узор «полрепья» в 33% случаев вызывал смещение рН баланса гипоталамуса испытуемых в щелочную сторону, в 66% под его влиянием имели место небольшие изменения или уточнение коэффициента достоверности нейтрального кислотно-основного равновесия, и лишь в 11% случаев при его исследовании рН баланс гипоталамуса изменился в кислую сторону. Между тем, знак «полрепья» (а так же его сдвоенное изображение называемое «орепей») используется в народной культуре на начальных этапах свадебного обряда [17], а так же в состоянии так называемой «печали» [18, с. 46-52] (специфическое состояние «контакта» с потусторонним миром, наступающее в народном понимании в случае смерти родственника или осуществлении переходного процесса). Данные состояния характеризуются повышенным уровнем стресса. Кроме того, на начальный этап свадебного обряда в народной культуре приходится символическая «смерть» невесты [4]. В этой ситуации смещение кислотно-основного равновесия зоны гипоталамуса в основную сторону способно содействовать торможению стрессовых процессов в указанной зоне, формированию определённых эмоциональных состояний, а так же возможно способно ограничивать проявление некоторого содержания родовой памяти, неблагоприятное с точки зрения культурных стереотипов.

Узор «чайка» в 66% случаев вызывал смещение, а так же поддержку кислого рН балансагипоталамуса испытуемых. В 33% случаев имело место небольшое изменение или уточнение коэффициента достоверности нейтрального рН, случаев смещения кислотно-основного равновесия гипоталамуса в щелочную сторону не зафиксировано. Данный узор в народной культуре применялся на заключительной стадии свадебного обряда (когда согласно народным представлениям, невеста «воскресала» для новой жизни [4]), и на вещах молодых в течение первого года после свадьбы [19, А. 261], по-видимому, с целями ускорения наступления беременности. В этот период уместна активизация психических процессов гипоталамуса с целью проявления подсознательных стереотипов поведения связанных с продлением рода.

Аналогично узор «ужик» (рис. 1, III-7), часто встречающийся нам на народных «печальных» текстильных изделиях вызывает изменение кислотно-основного равновесия гипоталамуса в щелочную сторону в 22% случаев. У узора «Огниво» (рис. 1, III-6), который активно используется на женской праздничной и повседневной одежде, смещения рН баланса в данную зону не зафиксировано, а его связь с кислым рН балансом гипоталамуса прослеживается в 66% случаев.

Так же, в порядке эксперимента, на одном из добровольцев с помощью программно-аппаратного комплекса «Валеоскан» А.Н. Сибуриной были протестированы несколько узоров женской народной одежды, использующиеся для «печальных» и «праздничных» состояний (рис. 2).

Рис. 2. Образцы исследуемых узоров«печальной» и праздничной женской народной одежды.

При исследовании узоры размещались со спины в области головы испытуемой, которая не могла видеть рисунок узора, а так же факт его наличия. Так же проводилась плацебо-проба, с данными которой сравнивались полученные результаты.

Узор рис. 2-1 – узор народного «печального» смертного полотенца [20] – изменил кислотно-основное равновесие ядер гипоталамуса испытуемой из контрольного нейтрального в слабощелочное состояние. Узоры рис. 2-2, 3 – в народной культуре они используются на начальном этапе свадебного обряда [17] - уточнили коэффициент достоверности нейтрального рН баланса. Узор рис. 2-4, предназначавшийся для праздничной одежды женщин детородного возраста [19, А. 035-036], вызвал смещение кислотно-основного равновесия ядер гипоталамуса испытуемой из нейтрального в сильнокислое состояние. Полученные изменения кислотно-основного равновесия ядер гипоталамуса полностью соответствуют обрядовым задачам видов народного текстиля, для украшения которого они использовались: снижения эмоционального напряжения в первых двух случаях, и стимулирования эмоциональной активности в состоянии праздника.

Таким образом, можно предположить, что использование тех или других узоров в народной одежде не было случайностью, а представляло собой интуитивно найденный народной культурой механизм стабилизации работы ЦНС человека в ходе стрессовой ситуации. Какова его научная основа?

Способность текстильных узоров данного вида изменять кислотно-основное равновесие в организме человека, скорее всего, определяется свойством молекул воды, составляющий до его 70%, в ходе колебаний на атомном уровне излучать световые кванты [21, с. 185; 22, с. 671-785]в процессе облучения её слабыми потоками света опредёлённой части солнечного спектра и его электромагнитного излучения, отражённого или поглощенного цветовой площадью знаков узора [23]. Между тем, согласно последним научным исследованиям квантовое излучение не только является признанным фактом в существовании живых систем, но и выполняет в них роль носителей биологической информации и механизма её кодирования [24, с. 377-388]. Излучаемые молекулами воды характеристики световых квантов могут включать в себячастоты, близкие к частотам передачи управляющих сигналов от участков молекулы ДНК [25; 19, с. 671-785]. Следовательно, изменения квантового излучения водных растворов в живом организме под влиянием исследуемых нами узоров способно, передавая информацию, заложенную в структуре узора, повлиять на состояние и функционирование живого объекта.

В отличие от иных художественных объектов, узоры исследуемого нами вида имеют правильные геометрические формы и выполняются в определённых пропорциональных соотношениях [1, с. 75-134]. Образование их начертаний происходит согласно математическим законам в результатеприменения зеркальной и циклической симметрии к отдельным звеньям ромбической иликвадратной сети, выступающей в качестве матрицы [1, с. 75-134]. С точки зрения математики данная матрица является изображением базис—решётки векторов переноса для диэдральной (зеркальной) группы симметрии [26, С. 123—125] и является простейшим фракталом [27]. Площади знаков фона и узора, очерченные двумя различными цветами, при этом способе выполнения равны, а длина ряда соседних стежков при вышивании (или бранном ткачестве) узора имеет соотношение 5:3 (рис. 3-1, 2), т. е. соответствует пропорциям Золотого сечения (ЗС). Таким образом, формы исследуемых узоров имеют заданные точные соотношения, которые обуславливаются естественно-математическими законами.

Поэтому электромагнитное излучение, способное вызывать явление резонанса [28], отражённое или поглощённое цветной частью площади узора, попадает на нервные окончания в коже человека в определённой пропорциональной последовательности, и передаётся в мозг. В процессе восприятия мозгом сигналы с нервных окончаний накладываются друг на друга, в результате чего в зоне раздражения нервных клеток может возникать конфигурация в виде площади воздействия, по своему внешнему виду напоминающая своеобразную «перфокарту» (рис. 3-3). Данная особенностьформ узоров обуславливаетоднотипный характер их влияния на ЦНС человека и кислотно-основное равновесие водных растворов живого организма, что объясняет наблюдаемое нами более-менее постоянное влияние узоров на состояние различных органов и систем.

Итак, оказываемое влияние будет определяться объективными физическими и биологическими законами, а так же принципами формообразования знаков узора данного типа, отражающими законы математики. Следовательно, оно может быть предсказуемо, так как с точки зрения теории множественности геометрий и физик П.Г. Кузнецова – Р.Л. Бартини [25] каждый узор в зависимости от своих начертаний обладает собственной пространственно-временной (LT) размерностью, определяющей его свойства [3]. Система LT-размерности является составляющей русской научной школы концепции устойчивого развития [1, с. 85-87].Способность узоров корректировать кислотно-основное равновесие живого организма и его отдельных органов и систем, не нарушая его общего биологического равновесия, и, как следствие, проявлять, или нейтрализовывать определённые подсознательные стереотипы поведения, связанные с продлением рода человека и его эмоциональным состоянием, делает такие узоры инструментом влияния на человека и общество, способным придавать устойчивость процессам воспроизводства жизни. Данные особенности исследованных нами узоров были эмпирически осмыслены народной культурой в виде представлений об их «обережном» и целительном характере.

Таким образом, народную традицию использования текстильного узора геометрического типа можно рассматривать как одну из народных интуитивных технологий устойчивого развития, имеющую природную основу в виде сохранения определённой LT-размерности.Исследуемый нами опыт народной культуры при более глубоком и внимательном изучении может применяться в современных условиях с использованием новейших технологий вне сфер культуры и текстиля.

Список литературы:

1. Кузнецов О. Л., Большаков Б. Е.Мировоззрение устойчивого развития. – М.: РАЕН: Дубна: Ун-т «Дубна», 2013.- 221 с.

2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу в трёх томах, М.: «Индрик», репринтное издание,1994.

3. Жарникова С. В. След ведической Руси. Научное обоснование зарождения арийской цивилизации на севере Евразии, - М.: «Концептуал», 2015.- 272 с.+ илл.

  • 4. Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья.- Петразаводск: Из-во Петразаводского государственного университета, 2001- 328 с.

5. Качаева М. А. Основы образования знаков русского народного узора// Сб. Знаки и знаковые системы народной культуры. МатериалыI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Знаки и знаковые системы народной культуры». Доклады исследования и сообщения в 2-х книгах. Книга. 2. - СПб.: Смольный институт РАО, 2017.- 387 с., С. 75-134. (Данная работа вышла в редакторской правке в ложнорусском стиле, не характерном для автора).

6. Качаева М. А.Энергоинформационное воздействие русского народного текстильного узора по материалам тестирования с использованием средств медицинской диагностики // сб. «Система Планеты Земля», М.: Ленанд, 2018, 392 с., С. 339-354.

7. Качаева М. А. Энергоинформационное воздействие народного узора на воду и растения // [Электронный ресурс]. Электронный рецензируемый журнал «Устойчивое развитие» г. Дубна – URL: http://www.rypravlenie.ru/?p=3202&lang=en

  • 8. Загустина Н. А., Гурин С. В., Козлов В. Г. КСИ-потенциал новый параметр оценки внешних воздействий на биосистему. Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ «Методологические проблемы изучения и оценки регламентирующих факторов в гигиене окружающей среды» под ред. акад. РАМН Ю.А. Рахманинова, 17-18 декабря 2008г., С. 44-66.
  • 9. Алехин А. И., Гурин С. В., Загустина Н. А. Программно-аппаратная реализация автоматизированной системы моделирования и анализа состояния биосистем в масштабе реального времени. Доклад // V Троицкая конференция «Медицинская физика и инновации в медицине», 4-8 июня, 2012, г. Троицк Московской области. Сб. мат., т. 2, С. 145-147
  • 10. Козлов В. Г. Влияние сверхслабых электромагнитных полей на человека //Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. Выпуск 1(35).– СПб: 2007. – С. 52-54.
  • 11.Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил.
  • 12. The Human Hypothalamus: Basic and Clinical Aspects — Part I: Nuclei of the Human Hypothalamus/ Swaab D. S. (ed.). — Elsevier, 2003. — 476 p. — (Handbook of Clinical Neurology, V. 79).
  • 13.TheHumanHypothalamus: BasicandClinicalAspects — PartII: NeuropathologyoftheHumanHypothalamusandAdjacentBrainStructures/ Swaab D. S. (ed.). — Elsevier, 2004. — 597 p. — (Handbook of Clinical Neurology, V. 80).
  • 14. Мутовин Г. Р.Клиническая генетика. Геномика и протеомика наследственной патологии : учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп., М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с. : ил.
  • 15. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.- 216 с.

[1] ООО НПО «Диал», версия программного обеспечения5.5.5 2014 г.

[2] В настоящий момент исследования продолжаются, поэтому число проб постоянно увеличивается, а точные статистические данные изменяются.